Мы привыкли, что республика, это форма правления, отличная от монархии, то есть когда верховная власть принадлежит не одному человеку и передаётся по наследству, а осуществляется народом через его выборных представителей: президентом и парламентом. Но как возник этот термин? Какое имел содержание в разные эпохи и как менялся? Существовали ли республики до Нового времени и какие они были?
Полития Аристотеля
Идеи республики восходят к античной эпохе, к древней Элладе. Само слово “республика” у эллинских авторов ещё не появляется, вместо него философ Аристотель использует термин “полития”. Вообще Аристотель вывел шесть политических режимов - три "хороших": монархия, аристократия и полития, нацеленных на общее благо, и три "нехороших": тирания, олигархия и демократия, нацеленных на благо частных лиц, в ущерб интересам всего сообщества. Эта классификация оказалась настолько прочной, что политические мыслители использовали её вплоть до до XVIII в., когда мыслители эпохи Просвещения, богатой на оригинальные идеи, не предложили иные классификации политических режимов. По историческим меркам, от аристотелевской конструкции мы отказались совсем недавно. Полития, то есть хорошее, правильное народовластие, когда большинство правит ради общей пользы, предполагает ротацию должностей - каждый год все публичные должности должны заменяться случайными людьми по результату жребия, как если бы сейчас на должность президента каждый год все жители РФ скидывались на камень-ножницы-бумага (возможно, несмотря на всю абсурдность переложения афинской демократии на сегодняшний день, последствия для страны при подобной ротации могли быть даже не такими печальными, как при нынешнем положении дел).
Res publica Цицерона
Придумал республику Аристотель, однако, как мы видим, он её так не называл. В “Политике” этот строй обозначен как “полития”, и этим же термином он называет государственное устройство вообще. А вот уже в другой цивилизации, в Римской республике, Цицерон в диалоге “О законах” и называет “политию” термином “res publica” (дело общее). Республика - это сообщество людей, которое несёт в себе общую волю народа, связанное общим согласием по вопросам права. Правда, от прямой демократии афинского образца, о которой говорил Аристотель, придётся отказаться. Теперь от имени народа сообществом руководили магистраты и Сенат.
То, что описал Аристотель и Цицерон и стало классическим республиканизмом. Эта доктрина не означала лишь правление большинства ради общей пользы. Она была достаточно сложной и содержала в себе 4 элемента, которые выделил британский учёный Эрик Нельсон: Libertas, Virtus, Commune bonum, Honestas (свобода, доблесть, участие, признание).
Элементы республики
Первый элемент - свобода. Если быть ещё точнее, статус свободного человека. Свободный гражданин - это тот, который не находится в воле другого. То есть не быть рабом или, если мы говорим про всё общество, не быть в зависимости от другого политического сообщества. Важен именно статус свободного гражданина, а не тот факт, что на данный момент времени твою волю не ограничивает произвол. Даже неугнетаемый раб, который хорошо живёт у своего хозяина, мало работает или вовсе этого не делает, сытно ест и помыкает своим хозяином (и такое случалось), всё равно не считался, с точки зрения республиканизма, свободным и не являлся гражданином. Свобода - это совокупность гражданских прав, а не фактическое состояние.
Второй - доблесть. Это такое качество характера, которое позволяет человеку добиться поставленных задач. Граждане должны быть не ленивыми гедонистами, а трудолюбивыми, волевыми творцами. Как видно, не достаточно пассивно пользоваться правами свободного гражданина, для республики было необходимо, чтобы члены сообщества обладали определёнными характеристиками.
Третий - участие в общественной жизни. Свободные граждане республики не просто имеют право участвовать в принятии решений, они обязаны это делать. Возможности, как и ответственность, должны быть равно распределены между всем населением. Каждый должен приносить пользу своей республики.
Четвёртый - признание. Человек, совершивший действие, достойное славы, должен быть награждён соответствующими почестями. Своими выдающимися поступками гражданин заслуживает бессмертия и места подле богов, и чтобы это обеспечить, его имя и подвиг прославляются и навсегда остаются с членами сообщества.
Разумеется, в республики существуют и рабы. Они не часть сообщества, они не участвуют в общественной жизни, от них не требуется доблести и они не достойны признания. Их статус ниже статуса свободного человека, и они лишь выполняют волю граждан.
Эта сложная концепция была окончательно сформулирована Цицероном достаточно поздно, под самый конец существования Римской республики. Постепенно республиканские институты вытесняются имперскими, после чего идея приходит на некоторое время в упадок.
Литература
Аристотель. Политика. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 384 с.
Серж Одье. Теория республики. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2021. - 174 с.
О. В. Хархордин. Республика или Дело публики. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. - 162 с.