В этой прогулке мы сравним атмосферу дореволюционной Сретенки с сегодняшней, посмотрим, как изменилась Трубная площадь и где сейчас стоит фонтан с Лубянской, а также отвлечемся на кино и живопись!
1. Площадь Сретенские Ворота.
Начало улицы Сретенка от Сретенского бульвара. Слева дом №1 - бывший доходный дом 1892 года постройки, в основе которого здание 1797-1803 гг. Об исчезнувшей застройке справа немного позже.
Далее - церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках 1695 года постройки. После закрытия в 1938 году в здании церкви разместился музей «Советская Арктика», а затем музей, посвящённый истории корабельного дела в России. Верующим церковь вернули в 1991 году.
Согласно городской легенде в этой церкви происходило венчание старика с молодой девушкой, послужившее для художника Василия Пукирева прообразом сюжета его известной картины «Неравный брак».
А это уже вид Сретенки от дома №1, показанного выше. Справа на бульваре (как и на первом сравнении) на старых фото виден дом, в котором находился известный московский трактир "Саратов" - его снесли после революции.
Далее по улице исчезла церковь Спаса Преображения в Пушкарях. После сноса в 1930-е на ее месте была построена школа.
Еще это место легко узнается в фильме «Берегись автомобиля». Герой Миронова едет по Сретенке и перед церковью поворачивает налево. Тут же находился табачный киоск.
Монолог за кадром сейчас можно взять за основу рекламы каршеринга)
"Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. Человек как никто из живых существ любит создавать себе дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль. Мысль о том, что пять с половиной тысяч попросту брошены на мостовой и к тому же снабжены колесами, может отравить любую счастливую жизнь."
Вот и комиссионный магазин, где работал Дима Семицветов.
И ещё один кадр из другого эпизода, Деточкин идет на дело!
2. Ленинский проспект, 14. Александринский дворец.
На удивление обделенное вниманием посетителей место, хотя рядом парк Горького.
Александринским этот дворец в Нескучном саду был назван по имени жены Николая I, после покупки Дворцовым ведомством. До этого здесь хозяйничали Орловы, Вяземские, Демидовы…
Главный усадебный дом, в основе которого палаты 1756 года, перестраивался и раньше, а став центром царской резиденции изменился снова. На территории выросли новые корпуса и гауптвахта. Со стороны нынешнего Ленинского проспекта появились парадные ворота со скульптурами и аллея (уже долгое время этот отрезок, включая въездную группу со скульптурами, находится на ремонте).
После революции во дворце разместился музей мебели. По одной из версий считается, что именно здесь герои известного произведения Ильфа и Петрова искали стулья.
В 1934 году здание отдали Академии наук, тогда же с площади Дзержинского (Лубянской) сюда переехал фонтан, над созданием которого в 1835 году трудился Джованни (он же Иван Петрович) Витали…
Несколько фото того солнечного дня и перемещаемся в следующее место!
3. Трубная площадь.
Несколько свежих сравнений с «трубы», места, названного, как мы помним, по отверстию в стене Белого города для реки Неглинной (правда есть ещё версия с большой деревянной трубой под древним мостом через Неглинку).
Торговля здесь велась ещё до заключения реки в коллектор и образования площади, а Трубный рынок, неоднократно менявший свою специализацию, просуществовал до 1924 года.
В 1872 году через площадь была проложена линия конки. Чтобы вагону переодеть крутой подъем Рождественского бульвара впрягалась дополнительная пара лошадей, а то и две!
Да и трамваю, позже сменившему конку, подъем нелегко давался.
Кстати, измученные и замёрзшие герои картины Перова «Тройка» тащат сани с водой здесь же, вдоль стен Рождественского монастыря.
У картины есть грустная история. Наверняка большинство знает, но вдруг…
Главные действующие лица картины писались с натуры. В центре мальчик Вася, единственный сын вдовы-крестьянки. Её художник встретил на улице и уговорил разрешить написать портрет сына, полагая, что именно его типаж передавал задуманные эмоции центрального персонажа.
Через несколько лет женщина нашла художника и попросила продать картину, предлагая все свои сбережения. Оказалось мальчик умер, а изображение на картине осталось единственным напоминанием о сыне. Перов отвёл женщину к Третьякову, которому и продал полотно. Перед картиной женщина долго плакала и молилась.
Спустя год Перов написал портрет Васеньки и подарил его женщине...
На этом все. Спасибо!
Подписывайтесь на канал, поддерживайте если было интересно)
Также есть блог в instagram
#past_today #старая москва #история москвы #архитектура москвы #интересные истории #было стало #ретро фото #путешествия #экскурсия по москве
Старые фото: pastvu.com