До того, как посмотрела сериал «Игра в кальмара», я прочитала книгу «Ловушка для внимания» (автор Бен Парр). В книге по пунктам описано то, как привлечь и удержать внимание к любому проекту, сервису, к любой деятельности, в том числе кино или какому-либо сериалу.
Когда я начала смотреть «Игру в кальмара», то увидела все элементы привлечения внимания, которые описаны в книге-учебнике Парра. Поэтому мне сразу стало понятно, почему этот сериал настолько популярен. Хотя, на мой взгляд, это не шедевр, не высокое искусство, его вряд ли захочется пересмотреть позже. Секрет популярности в том, что создатели смогли классно привлечь и удерживать внимание к проекту.
Внимание человека состоит из трех частей:
- Непроизвольное внимание
- Кратковременное внимание
- Продолжительное внимание
1️⃣Непроизвольное внимание этот сериал привлекает тем, что использует тему выживания. Природой в людях заложено искать то, что поможет выжить, и обращать внимание на любую опасность. И так как сериал именно об этом, мы подсознательно увлекаемся им, как будто информация о том, как выжить, может пригодиться в жизни. Хотя умом мы понимаем, что трюк с печеньками в реальности бесполезен.
2️⃣Кратковременное внимание привлекает разрушение стереотипов и элементы неожиданности. В каждой серии «Игры в кальмара» есть повороты сюжета, которые сложно предсказать. Например, было сложно угадать какую кнопку нажмёт дед или что управляющий игр и есть тот самый старший брат полицейского.
Также в сериале присутствуют элементы внешнего вознаграждения. Внешнее вознаграждение – это какие-то материальные блага: деньги, квартиры, машины. И это тоже всегда привлекает кратковременное внимание. Не зря создатели сериала поместили под потолок огромную копилку для денег, которая каждую серию пополняется, и мы видим, как купюры сыпятся туда буквально с неба.
3️⃣Продолжительное внимание привлекает, в первую очередь, репутация. Сейчас по планете шагает бум корейской поп-культуры. Одна из самых известных мировых музыкальных групп – это южнокорейская BTS. Огромным спросом пользуются корейские сериалы. Дополнительное внимание к Южной Корее привлекло получение Оскара фильмом «Паразиты». Эта общая репутация и высокий интерес к Южной Корее сыграли на руку сериалу «Игра в кальмара».
Кроме этого, продолжительное внимание хорошо привлекает такой феномен как стремление к завершенности. В сериале этот феномен поддерживается тем, что каждая серия заканчивается не точкой, а вопросом. На самом деле эту фишку давно используют во многих сериалах, например, в «Игре престолов». Что является его основой? Интрига, эмоциональная вовлеченность, повороты сюжета и отсутствие развязки.
Открытый финал – это тоже один из элементов стремления к завершенности. Человеку свойственно стремиться к завершению, нам нужно поставить точку. Мы снова снова и снова возвращаемся к концовке сериала, обсуждаем её с друзьями, размышляем на тему, чем же сериал всё-таки закончился и будет ли второй сезон.
✅Плюс «костер» внимания разжигает тот факт, что многие уже посмотрели сериал. Чем больше людей смотрит сериал, тем острее ощущение у тех, кто его не смотрел, что им тоже надо. Это тоже биологически сформированная потребность - не отбиваться от своей стаи. Раз так много человек посмотрело и им понравилось, то, наверное, мне тоже надо посмотреть.
Этим правилом пользуются многие сервисы. Чем больше человек пользуется каким-то сервисом, тем больше другим людям хочется им воспользоваться. Это правило стало уже аксиомой бизнеса. Именно на этом настолько долго держится внимание к сериалу.
А вы смотрели «Игру в кальмара»? Понравился сериал? Поделитесь своими впечатлениями.