Найти тему
Линия судьбы.

Жизнь для людей.

Помню, как в конце 80-х г. в Центр детского творчества вбежала, подвижная, как ртуть, завуч по воспитательной работе Алешинской средней школы Пехтерева З.П. « Вы просили сообщать Вам о всех, кто имеет какое-то хобби. К нам приехала такая». И дальше пошли в ход приподнятые большие пальцы рук, показывающие от избытка чувств, какая приехала кружевница. На следующий день я выехала в Алешино. Нашла я Аделаиду Ивановну Рожкову в выделенной ей колхозом, как врачу-офтальмологу, светлой просторной комнате, где стояло оборудование привезенное Аделаидой Ивановной из Мурманска. Ни программ, ни пособий по руководству плетения кружев на коклюшках в Рязани не было и я предложила Аделаиде Ивановне поехать в Москву в библиотеку им. Ленина. Уже через месяц мне на стол легли брошюры «Азбука кружевоплетения на коклюшках» - это была 1-ая книга А.И. Рожковой. Через некоторое время пришла невеселой, просила меня снять с нее 4 часа. Рукоделие трудоемкое, требующее большой усидчивости, начался отток девочек из кружка. К тому же дети хотели как можно быстрее видеть результат своей работы. Я посоветовала кружевнице, сдвинуть столы, поставить самовар и плести кружева за чаепитием с выпечкой собственного приготовления. Да и простейшие работы девочки одни могли выполнить: модные тогда фенички, обвязанные салфеточки, платочки и т.д. Я разрешила Аделаиде Ивановне привлекать к таким посиделкам и мам. Вскоре на такое чаепитие с рассказами, шутками-прибаутками пригласили и меня. Глаза у всех блестели, все были просто счастливы. А вскоре Аделаида Ивановна стала устраивать в селе выставки народно прикладного Творчества. Как-то она была у меня в гостях, и я ей показала рушник, выполненный Михайловскими кружевницами. Не правда ли, какие сочные яркие краски ими можно создавать кружевные картины. Аделаиду Ивановну как ветром сдуло, но из Михайлова приехала грустная, т.к. кружевницы сказали ей, что надо соблюдать соответствующие каноны. А это будет не Михайловское кружево, а от «Аделаиды»,- сказала я. Буквально через 2 месяца в ЦДТ демонстрировалась выставка по теме «Времена года». Это действительно были кружевные полотна 4-х времен года: цветок солнца, как символ силы, жизни, добра, неба, березка- символ дома, родной земли, ромашковое поле и хоровод девиц в красных сарафанах, сказочный петух, возвещающий зарю, это искусство музыкально в самом процессе, заключает ту правду жизни культурную, духовную, которая идет из самих глубин истории человечества. Опыт сельского труда, сельской жизни и народного творчества. Творят память, соединяя прошлое с настоящим и будущим. Здесь проявление русского характера, славянской культуры, истоки праздничного чувства мира, оптимизм, когда человек чувствует себя в единстве с мирозданием. Так появилось на свет совершенно новое эксклюзивное цветное сцепное кружево, а затем и монография Аделаиды Ивановны на эту тему. Видя такую красоту, тут уж и Михайловские кружевницы признали Аделаиду Ивановну. В 2001 году в Рязани Рожкова получила диплом IIстепени Второго областного конкурса творческих и научных работ по проблемам нравственности и патриотизма «Моя Россия». К этому времени Аделаида Ивановна уже переехала в Сасово. В этом же году потащила меня на ВВЦ, где мы проводили презентацию кружев:,рассказывали деревенские истории, сдабривая их отменной наливкой. Аделаида Ивановна творила и экспериментировала не только как художник-кружевница, но и в быту, как хозяйка. На этой 5-ой Московской выставки Аделаида Ивановна получила диплом. В 2002 году в г. Сасово Аделаида Ивановна организовала любительский клуб «Сасовские кружевницы», который объединил рукодельниц разного возраста, разных профессий. Их работы затем демонстрировались в г. Сасово и в Рязани.

Кружевами Аделаиды Ивановны интересовались многие женщины. Я предложила ей открыть домашний музей, приглядели в ее доме довольно большую кладовую. Ее рукодельный муж Василий Федорович вскоре превратил ее в просторную, уютную комнату. Оформили ее кружевами разных лет по темам, здесь же Аделаида Ивановна давала уроки кружевоплетения всем, кто увлекался ими. В 2005 году я ушла на пенсию. Аделаида Ивановна приехала ко мне в гости в Сотницыно. С увлечением говорила о новых формах и содержании кружевоплетения, просила написать статью. К этому времени их было достаточно. Зная , что для Аделаиды Ивановны кружевоплетение – это смысл и цель в жизни, я посоветовала ей купить и освоить компьютер. С этого времени ее почитателем таланта стал преподаватель информатики в технологическом техникуме Гарипов Гаяз Камильевич, который был совершенно поражен самоотверженностью, трудолюбием, умом и талантом этой творческой женщины. Гаяз Камильевич рассказывал, что когда он не мог прийти на помощь Аделаиде Ивановне, она в летний зной, или в зимнюю стужу, в весеннюю распутицу брала тележку или санки и сама привозила компьютер на ремонт. С этого времени наша Сасовская неистовая мастерица шла впереди планеты всей, выйдя на Международный уровень. Ее кружевами интересовались англичанки, немки, француженки и всем она безвозмездно помогала, переписывалась, вела виртуальный клуб кружевниц на Осинке. Аделаида Ивановна вела уроки рукоделий в различных журналах для женщин, издала 6 книг по рукоделию. В прошлом году уже смертельно больной проводила в районной библиотеке презентацию последней книги. Много раз творчеству нашей кружевницы была посвящена программа Рязанского и Центрального телевидения. В музеях г. Мурманска, Суздаля, Москвы и Сасово находятся ее работы, которым она посвятила больше четверти своей жизни. В 1997 году была участником фестиваля, посвященного 950 – летию г. Рязани, выставки в Москве «Рязанщина», в этом же году она стала победителем акции «женщина года Рязанщины».

Я знаю Аделаиду Ивановну более четверти века. Какой же она была? Я считаю, вся жизнь ее- пример для нас. Она могла бы быть богатым человеком, ей предлагали открыть интернет магазин, как- то в Рязани к ней подошла девушка, которая хотела заказать ей свадебное платье. « А ты знаешь, милая, сколько это стоит?» Девушка готова была заплатить за работу, но кружевница отказалась. Она старалась для народа, для сохранения народных традиций в области искусства кружевоплетения и создала совершенно новые формы в этом народном промысле. Кружева продавала очень редко, при крайней необходимости. У меня остались на память ее рукоделия. «Бери, Татьяна, за такие деньги ты нигде не купишь подобное». Талант, данный ей от Бога, Аделаида Ивановна приумножила благодаря любви к этому рукоделию и огромному трудолюбию, она могла увлечься и всю ночь напролет просидеть за работой. Имея человеческую совесть, жила по правде и справедливости. Ее душа, как камертон улавливала неприятие какого- либо человека к ней, и она переставала с ним общаться. Ей было некогда – она творила. За четверть века мы ни разу не поссорились с ней, не посмотрели косо друг на друга. Никогда я не слышала, чтобы она осудила кого-то или плохо отозвалась о человеке. Очень отзывчивая, всегда была готова прийти на помощь человеку. С ней было интересно общаться, начитанная, умная, могла дать ответ на любой вопрос. Пыталась привести ее в Церковь. Вместе ездили в паломнические поездки. Долго любовалась храмом Покрова на Нерли посреди спокойной водной глади. В Боголюбове в храме Рождества Пресвятой Богородицы исповедалась, причастилась и сказала: «У тебя - религия, у меня- кружева». Была максималисткой. Недели через 2 показала иконостас, который сделала, вырезав иконы из календаря и обрамив их в кружевной оклад. «Ну как?!» – голубые глаза ее искрились. «Бог у меня в душе, » - , сказала. Вскоре тяжело заболел Василий Федорович и Аделаида Ивановна не могла оставить его одного.

Яркая, незаурядная, талантливая личность, художник – кружевница отдала бы все свои кружева нашим Отделам культуры. Однако не знала Сасовская кружевница сколько она проваляется со своей смертельной болезнью. Но а мы все виноваты перед ней тем, что вовремя не пришли и не предложили свою помощь, о чем просила я прощения перед ее гробом. Не зная о смерти Аделаиды Ивановны я вдруг начала вспоминать ее, душа заныла. Когда уже хотела узнать о ней, раздался звонок с сообщением о ее смерти. Видно душа умершей металась и томилась видя то, во что при жизни Аделаида Ивановна, может быть, не верила. И как только стала читать молитвы о упокоении скончавшейся, заказывая обедни, сразу успокоилась я как и ее душа, вероятно. Художник кружевница с мировым именем пригоршнями рассыпала людям до конца своей жизни кружевные напевы сродни Аверкинским неся радость добро и красоту. Русские традиции, которые она свято берегла, не давали забывать нам, что мы не Иваны родства не помнившие. Можно было бы дочери Евгении быть экскурсоводом и хранителем музея по кружевоплетению, переехав сюда в Сасово, но это уже дело наших администраций, нашей культуры. Ушла от нас Рожкова Аделаида Ивановна, но частица ее души осталась в кружевах, в нашей доброй памяти о ней. Да упокоит Господь душу ее в Царствии Небесном и сотворит ей вечную память.