Найти тему
Большой Меломанский

Akai GX-636 vs Олимп 003 - разбираемся со схемотехникой

Всем привет! С вами Дядя Джек!

Тут меня в прошлой статье бомабнуло. Про поиски точного звука. Ну я по инерции решил посмотреть схемы некоторых катушечных магнитофонов.

Помните как устроен Олимп 003? Там есть реверс.

Как итог там сигнал с каждой головки усиливается отдельными 3мя транзисторами. Потом следует коммутация, как цепей АЧХ под разные скорости лентны, так и выбор с какой головки сигнал воспроизводить, и дальше еще дополнительный усилитель уже на микросхеме.

А как вы думаете сделано в легендарном Akai GX-636?

А вот сейчас и расскажу!

источник фото https://www.hifi-wiki.de/index.php/Akai_GX-636

Выпускали магнитофон с 1980го по 1984й год.

Частотный диапазон у него 25 - 33 КГц.

Детонация 0.03%.

КНИ 0.5%.

Вроде бы по всем параметрам лучше, чем Олимп 003.

-2

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/olimp003s.html

У того 31 - 22 КГц.

Детонация 0.1%

КНИ 1.5%.

Но вот незадача. На звук-то как? У Олимпа и бас глубже, и середина сочнее. Есть говорят небольшая грязноватость на верхней середине.

Но у этого АКАЯ и бас более плоский, и середина вообще плоская и дубовая, и верх стекелнит.

Говорят точность магнитофонов можно проверить по степени деградации копии. Берем одну катушку. Переписываем на другую. Для пущей верности еще раза 3 такое дело проворачиваем. И слушаем, что со звуком стало.

И тут вот парадокс. На Олимпе звук становится напористый, с упертым басом, середина слегка ярчит прозрачностью и при этом местами страдает призвуками в духе перегруза, а верх изрядно просел.

А на АКАЕ бас обзаводится легкой воздушностью, середина плоская почти не изменившаяся, но с небольшими грязноватыми призвуками, а верх смазанно-шаркающий.

Вроде как деградация копии у АКАЯ значительно ниже. Но вот тоже проблема. На слух копия на Олимпе приятнее. Особенно по части баса.

Т.е. тест на деградацию копии тоже не самая эффективная штука. Деградируют по разному. В разных частотных диапазонах разный эффект, который может как понравиться, так и наоборот вызывать отторжение.

Но все таки. Давайте в схему заглянем. Ради интереса.

Что там у АКАЯ?

А там все неожиданно просто. В отличие от навороченного Олимпа, с навороченной твердотельной коммутацией сигналов.

Здесь стоит пяток транзисторов в усилителе воспроизведения. Стоят тем, что называется усилительная двойка. А все коммутации - кнопками.

По идее головки должны переключаться с помощью реле. Но по схеме я не понял. Выглядит как механический переключатель.

Стоит он прям сразу на выходе с головок. Дальше 2 транзисотра. Дальше коммутация цепей коррекции АЧХ. Кнопочная или реле. Там же коммутация сквозного канала. Дальше еще 2 транзистора. После них полевик, что звук приглушает в режиме стоп. Ну и еще один транзистор на выходе.

Усилитель записи тоже такой же. Транзисторы да релюхи. Не верю я, что там механические кнопки.

Вот и вся схема.

А в Олимпе усилитель записи так вообще весь на микросхемах. А здесь все сделано минимальными средствами.

Но по параметрам аппарат явно лучше. Хотя на слух, особенно в случае 3й копии Олимп как по мне побеждает.

Вот такая история сегодня вышла.

Спасибо, что вы со мной!

***

-3

фото коллаж на обложку из фото в статье