Найти тему
Znysila

Фанатизм и критика

Оглавление

Доброй ночи!

Люблю я создавать новые определения и классификации – побочный эффект моего вечного студенчества. Сегодня расскажу о видах личностного (то есть обращённого в сторону конкретного человека) фанатизма. Такой фанатизм часто называют фанатством.

Прямой фанатизм

Есть прямой истинный фанатизм, который явно виден. Данное явление часто встречается среди подростков и молодёжи. Они видят своего кумира как некий идеал, которому стоит подражать. Тут обычно всё прямо и прозрачно. Сам человек понимает, что он фанат, и об этом знает его окружение.

Часто мы видим в кумире те качества, которых не достаёт нам самим для подсознательного идеального Я (но это уже сложная психологическая тема).

Есть психологи, которые ведут такие тренинги, если вдруг кому-то надо. Там обычно долго беседуют с клиентом, просят подобрать какие-либо качества кумира, дать и оценку, потом сравнить с собой и своими качествами. Ну, или человек сам до этого доходит в своих мыслях, не прибегая к помощи психолога.

Как относиться к такому фанатству, каждый решает сам. Я не нашла точного ответа на данный вопрос в религиозной литературе. На вершине айсберга явно видна заповедь «Не создай себе кумира», тем не менее, её интерпретация совершенно отличается от первого впечатления. На мой взгляд, фанатство допустимо до тех пор, пока оно адекватно, и сам человек адекватен. Об этом подробно напишу в другой статье.

Обратный фанатизм

Помимо явного прямого фанатизма, есть ещё обратный фанатизм. Что это такое? Это фанатство через критику. Опять же, оно свойственно людям, которые подсознательно недовольны некоторыми аспектами своей жизни и находятся в стадии переосмысления жизненного пути. Это люди, которые задаются вопросом «Почему так?». Критика, зависть, осуждение и обсуждение – это удел такого «обратного» фанатства.

Здесь также необходимо упомянуть отличие обратного фанатства от простого негативизма. С первого взгляда фаната-критика и негативиста очень легко перепутать. И тому и другому условно «не нравится» какой-то человек. Но негативисту этот человек и не интересен. Ему просто неприятно думать о нём, встречаться, как-то взаимодействовать, и даже критиковать. Критикует он от беспомощности, и его критика очень скупа и носит защитный характер.

В отличие от негативиста фанат-критик является, в первую очередь, фанатом. То есть его чувства содержат в себе что-то вроде мании. Он следит за кумиром, читает или смотрит его контент, может участвовать в дискуссиях с другими фанатами. Ему интересно думать о кумире, обсуждать, критиковать. Одновременно с этим он, несмотря на критику, уважает кумира и делает его взгляды мерилом собственного успеха. Он как-бы оправдывается сам перед собой, почему он не так успешен, как его кумир.

Как относиться к обратному фанатству тоже каждый решает сам. Как и в случае с прямым фанатизмом, важна адекватность. Если говорить о религии и общечеловеческих ценностях, то адекватность эта выражается как раз в отсутствии оскорблений, прямого осуждения, а так же излишнего самобичевания и самооправдания.

Любой человек в своих мыслях и поступках должен следовать, в первую очередь, своим личным принципам, которые у него должны быть. Тогда и отношение к кумирам будет адекватное и неосудительное. Через данное сравнение, через справедливую критику, фанат будет совершенствовать себя и своё мировосприятие. Тогда всё правильно и на пользу. А вот если кумирование приводит человека в гнев или уныние, это повод скорректировать своё отношение к данному явлению.

Помимо прямого и обратного фанатизма я ещё вижу несколько небанальных вариаций, о них я расскажу в другой статье.

Спасибо всем, кто читает мой канал!