Продолжаем собирать необычные праздничные традиции со всего света. Прошлый рассказ отбросил нас аж на две тысячи лет назад. Примерно в это же время на другом конце мира тоже происходили интересные события.
Агава
Была подобрана мной на улице без горшка. Растет в доме уже больше трех лет и постепенно превращается в огромного монстра. На сегодняшний день «размах» ее мясистых листьев составляет полтора метра.
Вот история праздника, который без агавы не мог бы существовать.
Рассказывают, что две тысячи лет назад река Колорадо, впадала в большое озеро Кауилла, берега которого населял мирный индейский народ...
Кауилла
Собиратели и охотники, они жили на всей территории современной Южной Калифорнии: и в горах, и на границе пустыни – многочисленное племя, народ Кауилла. Жили в согласии с природой: строили хижины, пекли хлеб, плели удивительные по красоте и прочности корзины из пальмовых листьев.
Когда индеец уходил в иной мир, все соплеменники собирались у костров и три ночи кряду пели птичью песню под шум трещотки – особенные ритуальные напевы, непривычные современному слуху.
Казалось, нет ничего более вечного, чем Кауилла. Ведь их мирное существование продолжалось так долго – аж до 18-го столетия! Территории пустынных и горных индейцев не привлекали ни испанских завоевателей, ни миссионеров.
Только когда Соединенные Штаты Америки аннексировали эти земли, в Калифорнии стали массово расселяться европейцы.
Преследования, золотую лихорадку, голод, болезни – все пережили индейцы, оттесненные в резервации.
Сегодня племя Кауилла насчитывает всего несколько тысяч человек: на языке кауилла в 2015 году говорили только 20 человек в мире, а умели петь птичью песню и того меньше.
Но маленькое племя не рассеялось, не исчезло окончательно: на территории резервации Моронго с 1964 года работает музей истории коренных американцев (Malki Museum).
Музей основали две женщины из племени и назвали «Малки» (по старому названию резервации), что на языке Кауилла означает «уклоняться, прятаться».
Все усилия создателей этой удивительной экспозиции с первого дня были направлены на возрождение культурного наследия коренных Кауилла.
Фестиваль Агавы
Сегодня работники музея обучают индейскую молодежь языку, знахарству, исконным промыслам, а также песням и танцам. Проводят праздники, например, Фестиваль Агавы.
Это небольшое, но очень важное для племени мероприятие.
Ведь агава – растение, традиционно употреблявшееся индейцами в пищу: ее сушили, измельчали в порошок и хранили на случай неурожая и голода. Она спасла не одну жизнь.
И вот сегодня, как и их предки, современные кауилла собираются вместе, срезают агавы, обжаривают их на углях и передают по кругу листья. Угощаются сами и потчуют туристов, приезжающих специально для того, чтобы попробовать ежегодное жаркое из агавы.
В программе также плетение корзин, традиционные индейские танцы и песни, а в меню, кроме волокнистых и горьких листьев – жареный хлеб, пюре из желудей и тушеный кролик.
"Это просто часть нашей жизни, для нас важно помнить, помнить... это способ показать, что да, мы здесь, и мы помним кое-что о наших традициях", - говорит один из организаторов фестиваля.
Уверена, у них все получится. А мы завтра встречаемся в Гватемале…
Фотографии в статье: сайт музея Малки. Загляните, там много интересного.
Продолжение: