Найти в Дзене
Внезапно коротко

От модерна к постмодерну

Бродячий сюжет: третье лицо стравливает две преступные группировки, борющиеся за контроль над населённым пунктом, и после того, как они потерзают друг друга, добивает обе.

Хэммет пишет модернистские «крутые» детективы «Кровавая жатва» (1929, с персонажем без имени – The Op, Оперативник) и «Стеклянный ключ» (1931), в основе которых лежит подобный сюжет. Почему модернистские? Циничные, жестокие, с полным отсутствием какой-либо «психологии» и «внутреннего мира» персонажей и моральных оценок их поступков и отношений.

-2

Парамаунт пикчерз экранизирует «Стеклянный ключ» (1935) как криминальный детектив-мелодраму, обойдя немыслимые цензурные ограничения.

Кто-то стравливает нацистский Рейх Гитлера и большевистский СССР Сталина, но добивает только первого.

Парамаунт пикчерз снова экранизирует «Стеклянный ключ» (1942) уже в новом стиле фильма-нуара.

-3

Акира Куросава под впечатлением нуара «Стеклянный ключ» снимает «Телохранителя» (1961) с культовым Тосиро Мифунэ, взяв образ «бродячего воина», «человека без имени» из «Кровавой жатвы» и придав ему самурайские черты.

-4

Серджо Леоне снимает коммерческий ремейк «Телохранителя» с названием «За пригоршню долларов» (1964) с «человеком без имени» в исполнении Клинта Иствуда, делая культовыми хэмметовский модернистский стиль и образ антигероя-молчуна-эгоиста-циника-анархиста (антигосударственника!) и закрепляя их в последующих «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой» (и создавая постмодернистский стиль «спагетти-вестернов»).

-5

Никита Михалков под впечатлением «долларовой трилогии» снимает в 1974 году постмодернистский «Свой среди чужих» и вводит сюжет и частично образ антигероя в русскую визуальную культуру.

-6

В 1987 году Гребенщиков записывает постмодернистского «Капитана Воронина» и вводит образ в русскую текстовую культуру:

Капитан Воронин жевал травинку и задумчиво смотрел вокруг.

Он знал, что все видят отраженье в стекле и все слышат неестественный стук.

Но люди верили ему, как отцу, они знали, кто всё должен решить.

Он был известен как тот, кто никогда не спешит, когда некуда больше спешить.

... Третий был без имени, но со стажем в полторы тыщи лет

И прищурившись, как Клинт Иствуд, капитан Воронин смотрел им вслед.

-7