Доброго времеони суток всем моим читателям.
Сегодня мне захотелось вспомнить события из навигации 2016 года. Напомню, тогда я работал старшим помощником капитана - 1-м помощником механика в порту Серпухов на буксире-толкаче РТ-335.
Главная особенность навигации на верхней Оке - это её чрезмерное мелководье. Апрель - начало мая глубины, как правило, довольно большие, но стоит установиться сухой летней погоде, вода из реки стремительно уходит, затрудняя судоходство. Не помогают даже земснаряды тех участка. Они раскапывают по очереди перекаты до гарантированной глубины, но уже через короткое время песок опять наносит на старые места, такова уж естественная жизнь не зарегулированной реки*.
*Верхняя Ока не имеет никаких гидротехнических сооружений, кроме плотины, расположенный в городе Орле. При отсутствии осадков она судоходство никак не помогает, равно как и находящиеся гораздо ниже по течению шлюзы Кузьминский и Белоомут.
2016 год отчасти стал исключением. В течение всего лета наблюдались периоды, когда в результате интенсивных осадков уровень воды вырастал, и мы возили баржи, груженые под завязку, в июне и даже в июле. На июнь на выпала достаточно сложная работа. Грузились чуть выше городка Таруса, а разгружались в районе населенного пункта Ланьшино.
Не знаючи может показаться, что сложного ничего нет. Спуститься километров 10 по течению с груженой баржей, потом подняться с порожней. Однако этот маршрут предполагал прохождение целого ряда мелких перекатов. Митинский, где надо идти на расстоянии 20 м от берега, иначе подсядешь, Беховский, где тоже встречным не разойтись, и многие другие, названия которых уже не вспомню, а карту участка что-то в онлайне никак не найду, так что извините.
Но одно из самых сложных мест маршрута было в самом Ланьшино, непосредственно в месте выгрузки. В этом месте судовой ход достаточно быстро смещается от правого берега к левому, и сразу же за судовым ходом начинается такая отмель, что нередкой была картина, когда в 10м от идущего состава люди плещутся по колено в воде.
Сложности добавляло то, что из-за таких сужений течение в этих местах очень быстрое. А мы, напомню, идем сверху и вниз по течению с баржей, груженой почти 1000 т песка. Постановка на якорь в этом месте выглядела примерно следующим образом. За километр до места разворота начинаешь оттормаживаться. Машины на задний ход, постепенно это уже полный назад, но теплоход не останавливается. И не останавливается он совсем. Когда скорость стала хоть немного поменьше, начинаешь травить кормовой якорь. И вот он уже зацепился, уже трос выбирается, а мы-то все сплавляемся и сплавляемся... Бывало, что до конца остановиться так и не удавалось, по-тихонечку все равно тащило вниз.
Теперь оборот для подхода к гидроперегружателю. Оборот надо было делать между двумя отмелями, одна у левого берега, между ней узенькая полоска судового хода, и затем начинается отмель у правого берега, и в этом месте надо раскантовать почти 100-метровый состав. Начнешь крутить раньше - баржа засядет, позже - корма толкача. Забегая вперед, из 3х наших командиров двое на эту меляку кормой заезжали, и, наверное, ни одного теплохода у нас не было, кто бы в этом месте не сидел.
Меня Бог миловал, но нервов, выполняя этот оборот, ушло очень много. А вот почти месяц спустя, мы стали возить песок чуть дальше, в Дракино. Там практически та же ситуация - разворачиваешься в небольшой излучине между двумя мелями. И вот как раз там вставал и я. Причем слезть оттуда вовсе непросто было. Пришло отдавать троса с баржи, и выбираться одним буксиром, естественно баржу положило течением на мель, и с огромным трудом потом еще и дергали ее.
Но все равно, это бесценный опыт судовождения. Именно с такого и следует начинать, чтоб научиться понимать и чувствовать теплоходы и реку.
Всем спасибо за внимание.