За прибавкой в 3 л.с и 3H.м в двигателе ВАЗ-11182 скрывается масштабная модернизация. Обещают увеличение ресурса, но верится с трудом.
В предыдущий раз АвтоВАЗ модернизировал свой восьмиклапный мотор под выход Гранты – это было 10 лет назад. Тогда он получил облегчённую шатунно-поршневую группу и стал помощнее: 87 л.с VS 82 л.с. Были опасения по поводу надёжности, но двигатель остался неприхотливым и живучим, как его «восьмерочные» предки родом из середины 80-х. И вот – очередной виток модернизации.
Игра на мизере
Новый двигатель несёт индекс ВАЗ-11182 (был ВАЗ-11186). Было 87 сил и 140H.м, стало 90 сил и 143H.м. Такую прибавку сложно почувствовать))
А если глянуть чуть пошире? К примеру, на 1000 об/мин крутящий момент вырос с 103 до 112H.м. Прирост почти на 9% в момент трогания – это уже кое-что.
Мотор был и остался достаточно шустрым. Его не задушил даже пятый экологический класс. В потоке Гранта нетеряется, на трассе уверенно едет до 130 км/ч, и лишь потом ей становится заметно тяжелее. В целом для 1600 «кубиков» - неплохо.
А вот особой экономичности ждать не судьба. В смешанном цикле при размеренной езде и высокой средней скорости 40-42 км/ч по чекам АЗС выходит около 8л/100 км. Достаточно немало. На трассе аппетит можно уложить в 5.5л/100 км, если никуда не спешить.
По сравнению с дореформенным двигателем расход официально снизился примерно на 200 мл на сотню. Мотор стал тише (в среднем на 2.4 дБ) и менее вибронагруженным.
О клапанах
Двигатель внешне немного отличается от предшественника. Клапанная крышка прежде крепилась в двух точках, теперь – в шести по периметру. Вкупе с новой прокладкой это решение должно наконец-то избавить от запотевания маслом на углах. Изменения в системе вентиляции картера выдаёт сместившийся левее патрубок.
Не так часто надо регулировать клапаны. На прежнем моторе ВАЗ-11186 это требовалось на 2000-3000 км, а затем каждые 30 тысяч км, начиная с первого ТО. Вместо толкателей с отдельными регулировочными шайбами вазовцы поставили цельные – от локализованного в Тольятти двигателя H4M. Интервал регулировки вырос до 90 тысяч км.
Вазовцы радостно рапортуют об экономии для владельца: по официальному прейскуранту регулярные ТО, на которых Гранте со старым мотором регулировали клапаны, стали дешевле на 1700-1800 рублей.
Но есть нюанс, на пробеге 90 тысяч км вы переплатите за регулировку 3000 рублей (это без учёта стоимости самих толкателей, которые нужно заменить) Стоят они от 1000 рублей за штуку. Если вы обслуживаете машину самостоятельно, не обрадуетесь тому, что теперь процедура проводится со снятием ремня ГРМ и распредвала.
В двигателе заменили ещё свечи: диаметр резьбы теперь 12мм вместо 14мм. Новые, как правило, дороже старых, и переплачивать придётся каждые 30 тысяч км.
С облегчением
Ради облегчения клапанам уменьшили толщину стержня с 8мм до 5мм. Распредвал «сточили» по ширине рабочей поверхности (с 15.3 мм до 11 мм) и кулачков (с 17.7 мм до 6мм).
Коленчатому валу оставили четыре противовеса из восьми и уменьшили ширину и диаметр шатунных шеек (с 27.2 до 19мм и с 47.8 мм до 43 мм). Поршни стали выше, но сохранили прежнюю массу и выемки под клапаны на случай обрыва ремня ГРМ.
Вывод
- Экономить в эксплуатации с новым двигателем явно не получится. Для владельцев Гранты, самой доступной машины на рынке, это грустно. А старый мотор снят с производства. Остаётся надежда только на то, что долговечность и надёжность не потерялись.
- Есть один выход ещё – присмотреться к Гранте с 16-клапанным агрегатом, которая дороже на 25 тысяч рублей (итого: от 570 900 рублей). Бензина она ест столько же, но шустрее и дешевле в обслуживании.