Когда в одночасье рухнул весь мир (с развалом СССР ), то многие художественные произведения оказались неугодными и властям, и тем, кто хотел перемен. А чтобы эти перемены быстрее наступили, необходимо было отречься от прошлого.
С каждым годом мы все более становились по-американски просвещенными, пока от большого ума не позабыли, чем жило несколько поколений наших предков – родители, деды, прадеды. А ведь именно они выстрадали в свое время наше будущее.
Сначала прадед, не раз увольняемый с завода за стачки, бывший в Сибири на медном прииске, затем воевавший в Гражданскую ради светлого завтра.
Затем дед, весь израненный, но зубами перегрызший глотку фашизму. Недолго он пожил после войны, но страну из руин восстановил. И это ради нас.
Отец, поднимавший целину, а затем строивший заводы в Казахстане. И снова ради нас, ныне живущих.
А мы? Вдохнув запах свободы в конце 80-х, мы совсем потеряли голову. Мы отреклись от нашего культурного наследия, отреклись от наших предков. Сейчас если кто и читает про гражданскую войну, то только взгляд с позиции белых. Почему? Или кто-то действительно верит, что при господах он сам в господах ходил бы?
Сегодня я хочу вспомнить незаслуженно игнорируемые современным читателем книги. Книги, которые мы не просто читали в свое время, а зачитывались ими.
Павел Бляхин «Красные дьяволята»
Повесть 1922 года.
Пожалуй, самая читаемая советскими школьниками повесть о гражданской войне. А все потому, что ее не было в школьной программе. Не надо ждать от этой книги каких-то литературных изысков. Повторюсь – это детское произведение, а не психологический роман.
Зато приключений тут хоть отбавляй. Дуняша, Мишка и китаец Ю-Ю не раз заставляли перечитывать отдельные фрагменты – то сказанным словом, то лихим поступком. А мы читали и не могли оторваться.
Произведение должно было увлечь подростков, и оно справилось с этой задачей. И как бы от него ни воротили нос сейчас, а тогда оно воспитывало в нас дружбу, смелость и стремление к справедливости. Вы можете назвать альтернативу «Красным дьяволятам» в современной русской литературе? Я – нет, не могу.
Николай Островский «Как закалялась сталь»
Роман 1934 года.
И снова о событиях гражданской войны, хотя начало истории повествует о нелегком детстве Павки. Читая книгу, мы взрослели вместе с героем. Видя несправедливость существующего в романе миропорядка, всем сердцем желали удачи мужественным революционерам, а затем красноармейцам. Конечно, сейчас кому-то об этом смешно читать, но разве можно смеяться над четырьмя(!) поколениями наших сограждан?
Хочется отметить, что слог автора просто прекрасен. Увлекаешься сразу и надолго. И скоро даже идеологические ходы уже не раздражают, потому как вникаешь во всю их суть.
В образе повзрослевшего Корчагина всем хотелось видеть себя лет через десять.
И снова перед нами маячила цель – светлое будущее. И жизненный пример был – Павел Корчагин. И это правильно. Ради будущего – своего и своих детей – и следует жить.
Александр Фадеев «Молодая гвардия»
Роман 1951 года.
Стыдно говорить, но с 1989 года нет ни одного полного переиздания книги. Ни одного! А ведь это не справочник по коммунизму, это история о том, как коричневая чума пришла в наш дом, и юноши и девушки, вчерашние школьники, посвятили свои короткие жизни борьбе с этим вселенским злом.
Здесь есть все. И взросление героев. И первая любовь. И героизм комсомольцев. И непостижимое предательство. А начиная от сцен допросов хотелось зажмуриться, пролистать страницы.
Советское правительство сделало из молодогвардейцев мучеников в борьбе за победу. Но сколько их было таких по всей стране? И боролись они с врагом не ради посмертной славы, а ради счастливой и – главное – свободной жизни своих потомков, которые отплатили им забытьем.
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Повесть 1946 года.
Потрясающее произведение о целеустремленности, о несгибаемости человеческой воли. Надо признать, что эту повесть молодежь все же почитывает, хотя и редко. А надо бы каждому и в школьной программе чтоб. Но нет – изучают на факультативах, а значит не изучают совсем.
Что значит для летчика, не представляющего жизнь без неба, лишиться ног? Конец мечты и смысла жизни? Но не таков Алексей Мересьев. Свою волю он показал еще тогда, когда шел, а затем полз к спасению в заснеженном лесу. А в госпитале он узнал историю о летчике, летавшем без ноги в Первую Мировую войну. Он летал без одной ноги, а Мересьев будет летать без двух!
И он своего добился! И вернулся в строй боевых летчиков. А я рос, и все хотелось мне повидаться с Алексеем Маресьевым, прототипом главного героя повести. Мой старший брат был на встрече с ним, а мне не довелось.
В качестве заключения
Я не стал подробно останавливаться на сюжете этих прекрасных книг. Все же надеюсь, что кто-то заинтересуется и прочтет хоть одно произведение. Хотя бы для того, чтобы понять, как жили, о чем думали его предки. Или вещизм, эгоизм и хандра современных книг для детей и подростков привлекательнее светлой идеи, отваги и чести? Хотелось бы верить, что нет.