Найти в Дзене
Понять не поздно

Три истории Серебряного века, которые сегодня звучат дико. Сексуальная «теория стакана воды» и спор на Цветаеву

Эксперты главного литературного проекта страны «Полка», посвящённого книгам хорошим и разным, собрались за столом с Николаем Солодниковым (YouTube-канал «Ещенепознер») и поговорили о сплетнях и поэзии ушедшей эпохи... 

Фото: фотосток pixabay.com
Фото: фотосток pixabay.com

__________________________________________

«Россия Серебряного века – страна абсолютной сексуальной свободы»

Так принято считать в России современной. Но стоит отдать должное морали русской интеллигенции – это не совсем правда. Свободная любовь существовала даже не для 1/10 страны, а для 1/10 бомонда Москвы и Петербурга.

Однако с 1910-х годов говорить о сексе вслух становится нормальным, появляются упоминания в русской литературе об однополой любви, на поэтических салонах участники ведут себя более чем раскрепощенно.

Пика сексуальная революция в России достигает к 20-м годам – в стране провозглашается полная сексуальная свобода. 

Её принципы формулируются в «теории стакана воды».

Согласно теории для человека вступить в половую связь должно быть так же просто, как выпить стакан воды – удовлетворить естественную физиологическую потребность.

Упор теория в русской интерпретации делает, конечно, на мужчину: поел, удовлетворил свои потребности и пошёл работать на благо революции. При этом женщина как надёжный товарищ не должна отказывать. 

Теория пользовалась популярностью недолго: с 29-го года в силу вступает многолетнее советское ханжество.

__________________________________________

Мандельштам испугался и упал в обморок 

Сын Пастернака Евгений так рассказывал поэту, критику и редактору литературного проекта «Полка» о своей первой встрече с Осипом Мандельштамом:

«Он пришёл в огромной шубе с запрокинутой головой. Каюсь, я кидался в него снежками». 

Это характерное описание поэта. Он вызывал ироничные улыбки у многих: уши у него немного торчали, волосы кудрявились, черты лица были детские и наивные, он любил бисквитный пирожные и бутерброды с икрой, алкоголь почти не пил.

Конечно, при таком стечении внешних факторов особой смелостью он отличаться не должен был, но было у Осипа и благородное сердце, и безрассудная смелость... 

Летом 18-го в одном из столичных особняков, изъятых у владельцев советской властью, собралась странная компания: поэты, большевики, левые эсеры, революционеры. 

Среди эсеров – кровавый разведчик, чекист и террорист Яков Блюмкин. Среди поэтов – Осип Мандельштам. 

Блюмкин крепко выпивал в тот вечер, Мандельштам всё больше закусывал. 

Дойдя до определённой кондиции Блюмкин устроился за столом, достал из кармана несколько листов и карандаш. На верхнем листе были записаны фамилии. Другие оказались уже подписанными и проштампованными председателем Всероссийского чрезвычайного комитета Феликсом Дзержинским бланками. Блюмкину оставалось только вписывать в бланки имена и фамилии... И всё – на расстрел. 

Когда средь пьяного бормотания и шума Мандельштам разобрал, в чем дело, он бросился к чекисту и начал рвать расстрельные бланки. Потом опомнившись, поэт выбежал из особняка и помчался по ночной столице, куда глаза глядят.

К утру он пришёл к стенам Кремля, дождался Ольгу Каменеву (жена соратника Ленина и председателя Моссовета Льва Каменева) и попросил защиты. Вместе они пошли к Дзержинскому и рассказали ему подробности прошедшего вечера. Он поблагодарил за информацию и вроде как распорядился Блюмкина задержать, а потом даже и расстрелять. Но по факту этого не произошло.

Некоторое время Мандельштам скрывался от мести кровавого чекиста в Грузии, но потом вернулся в Москву. 

Первым, кого Осип встретил в столичном поэтическом кафе, был Яков Блюмкин, целившийся в него из маузера. От страха Мандельштам упал в обморок. Но занятый своими делами и проблемами Блюмкин преследования поэта, в тот же день бежавшего в Петербург, прекратил. 

__________________________________________

Как Волошин проспорил Цветаеву

Однажды поэт Максимилиан Волошин познакомил начинающего автора Марину Цветаеву с поэтом и переводчицей Аделиной Адалис. 

Аделина понравилась Цветаевой. Они стали общаться. Марина даже начала считать Адалис кем-то вроде своей наставницы. 

И вот однажды Волошин признался Марине Ивановне в том, что подарил её Аделине.

«Это никак практически не объясняется и не применяется, это просто высокие отношения Серебряного века», – пояснила колумнист «Сноба» и редактор «Полки» литературный критик Варвара Бабицкая в программе Николая Солодникова «Ещенепознер».

Цветаева уважительно относилась к Адалис и решила спросить напрямую, как вышло, что Волошин её подарил. 

«Макс сказал, что подарил? – удивилась Адалис. – Это совершенная неправда. Он вас мне проиграл. Мы взяли ваш сборник «Вечерний альбом». Я утверждала, что в нем нет никаких литературных влияний. А Макс сказал, что он берётся обнаружить их за месяц. На месяц мы объявили пари».

Волошин месяц искал влияния и даже пытался жульничать, утверждая например, что упоминание Наполеона – это и есть литературное влияние. Ведь полководец знаменит своими красноречивыми вдохновляющими высказываниями.

Но такое «влияние» Аделина не зачла и в качестве победного приза забрала себе проспоренную Цветаеву. 

_____________________________________________

Мемуары обязательные к прочтению:

1. «Александр Блок в воспоминаниях современников». 

2. «Воспоминания» Надежды Мандельштам. 

3. «Опавшие листья» Василия Розанова. 

4. «Курсив мой» Нина Берберова

5. «Некрополь» Владислава Ходасевича.

6. Мемуарная проза Марины Цветаевой. 

7. «Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа.