Известный парижский антиквар XIX века, Фредерик Шпитцер (1815-1890), родом из Австрии, был сыном могильщика на еврейском кладбище в Пресбурге. Начало его жизненного пути похоже на авантюрный роман: в молодости он участвовал в Первой итальянской войне за независимость, а затем путешествовал по Европе: Германия, Англия, Бельгия, Нидерланды. Имея широкий кругозор и жизненный багаж, Шпитцер занялся скупкой и продажей антиквариата. Перепродав по высокой цене картину Альбрехта Дюрера, купленную всего за пять гульденов, он заложил основу своего состояния. Затем выгодно перепродал в Лондоне, где он жил и вел дела в 1840-х годах, старинное оружие и доспехи, которые закупил в больших количествах в Вене. В 1852 году Фредерик Шпитцер переехал в Париж. Его бизнес процветал, он завел солидную клиентуру и вскоре стал самым известным во французской столице торговцем антиквариатом и коллекционером предметов искусства средневековья и эпохи Возрождения. Вот что пишут о нем современники: «… такие коллекционеры, как барон Адольф де Ротшильд и сэр Ричард Уоллес, доверили ему свои интересы. Сам Шпитцер заявил, что только с этими двумя клиентами он сделал бизнес на сумму более 60 000 000 франков [...] Он построил особняк недалеко от Триумфальной арки с галереями, в которых, как и в Лувре, произведения искусства выставлены в витринах и каталогизированы по порядку, чтобы представить посетителям полную историю." (Жак Сен-Сере, Критик, 8 апреля 1893 г.).
Своей способностью отвечать на растущий спрос, покупать работы, вышедшие из моды и продавать их по высокой цене, создавать спрос и культивировать ауру авторитета, заказывая статьи в прессе, Фредерик Шпитцер опередил свое время. Его особняк называли Музеем Шпитцера. «Коллекция Spitzer уже давно стала восьмым чудом света, по крайней мере, для ценителей и любителей. Время от времени его владелец позволял мельком взглянуть на него на экспонаты, обычно закрытые от посторонних [...] глаз в его огромном особняке на улице Вильжюст в Париже, который он набивал, как колбасу от погреба до крыши» (Коллекционер, 1890).
Коллекция Шпитцера после его смерти была продана с аукциона в 1893 году. Распродажа, которую назвали «Аукционом века» проходила в присутствии представителей крупных европейских музеев и международных частных коллекционеров. Выручка составила 9,1 миллиона франков, что по эквивалентно 60 миллионам долларов. Большую часть коллекции приобрел коллекционер Джордж Салтинг, который впоследствии завещал свою коллекцию нескольким музеям, в том числе Британскому музею и V&A в Лондоне. Часть коллекции попала в Метрополитен.
Только в начале 1900-х годов немецкие реставраторы поставили под сомнение подлинность некоторых работ, которые оказались подделками или были настолько изменены, что их нельзя было считать подлинными.
В 1978 году часть произведений, хранящихся в Музее Виктории и Альберта, была официально признана поддельной: предметы собирались из разных частей, а подделки заказывались у современных мастеров. в архиве музея было обнаружено 1079 рисунков, которые доказывали, что многие драгоценности на самом деле были сделаны немецким ювелиром XIX века Райнхольдом Вастерсом (1827–1909). В документах нашлись инструкции по изготовлению этих предметов. Шпитцер поручал Вастерсу и другим ювелирам модифицировать предметы или создавать подделки, которые можно было перепродать на рынке как подлинные произведения искусства эпохи Возрождения и средневековья. Музею Метрополитен, в котором тогда было 45 работ из коллекции Шпитцера, пришлось изъять часть экспонатов из выставленных коллекций.
Впрочем, работы Вастерса или парижского ювелира Альфреда Андре, который тоже выполнял работы в духе Ререссанса по заказу Шпитцера, в наши дни тоже стали антиквариатом, хотя ценность их не так высока, как работы мастеров 16-17 века. Так что эти экспонаты можно найти в собраниях музеев, как работы в стиле неоренессанса.
Далее – работы Райнхольда Вастерса и Альфреда Андре из собрания Шпитцера.
Подвеска с тритоном верхом на морском существе, похожем на единорога, высота 11,4 см, золото, барочный жемчуг, изумруды, рубины, эмаль, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1870–1895 гг., в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк
Ваза с двойным горлышком и крышкой, высота 19,7 см, золото, хрусталь, эмаль, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1870–1890 гг., в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк
Ваза была включена в парижскую продажу 1893 года коллекции Фредерика Шпитцера как итальянское произведение искусства шестнадцатого века, но по рисункам Вастерса ее идентифицировали как произведение девятнадцатого века. Работа напоминает гранильные работы миланских мастеров конца XVI века.
Алтарь с Поклонением волхвов и Благовещением. Вторая половина XVI века (панно); ок. 1865–1890 (рама) работы Райнхольда Вастерса, в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк
Кулон со сценами из жизни Христа и двух святых, высота 13,3 см, стекло с обратной росписью, золото, жемчуг, эмаль, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1870–1895 гг., в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк
Оправа кулона была изготовлена по неопубликованному рисунку Райнхольда Вастерса из коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне (инв. № E 3569-1919). Кулон основан на образце шестнадцатого века, который, как полагают, был изготовлен в северной Италии или, возможно, в Испании.
Пара подсвечников из горного хрусталя, высота 34,3 см. В то время как четыре секции из хрусталя имеют миланское происхождение XVI века, позолоченные серебряные и покрытые эмалью золотые оправы были разработаны Райнхольдом Вастерсом и выполнены для Фредерика Шпитцера, около 1880–1890 гг., в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк.
Кулон в виде трехмачтового корабля с жемчужными подвесками. высота 12 см, золото, жемчуг, эмаль, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1860 г., ранее атрибутировался как венецианский, 16 век, в собрании музея V&A, Лондон
Кулон в стиле итальянского Возрождения «Милосердие между умеренностью и благоразумием», высота 7 см, золото, жемчуг, рубины, алмазы, эмаль, Райнхольд Вастерс, Аахен, около 1860-1880 гг., ранее атрибутировался как венецианский кулон 16 века, в собрании музея V&A, Лондон
Кубок из горного хрусталя в оправе из золота с драгоценными камнями, высота 19 см без крышки, мастерская Райнхольда Вастерса, Аахен, около 1850-1872 гг., в собрании музея Британского музея, Лондон. Авторство Вастерса подтверждено рисунками из архива музея V&A
Кубок из горного хрусталя в оправе из золота с изумрудами и эмалью, высота 19 см без крышки, мастерская Райнхольда Вастерса, Аахен, около 1850-1872 гг., в собрании музея Британского музея, Лондон. Авторство Вастерса подтверждено рисунками из архива музея V&A
Миниатюрный алтарь работы Альфреда Андре (деревянный корпус, колонны из горного хрусталя, вставки из лазурита, эмали и фигуры). Центральная панель с изображением бичевания датируется 1600 годом, изготовлена компанией Аннибале Фонтана (Италия). Из собрания музея V&A, Лондон
Подвеска «Воскресение», высота 12,4 см, золото, жемчуг, горный хрусталь, эмаль, Альфред Андре (Париж),XIX век, в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк
Кувшин из горного хрусталя XVI века с крышкой, ножкой и оправой работы Альфреда Андре (Париж) по эскизу Райнхольда Вастерса, XIX век, высота 24 см, золото, горный хрусталь, рубины, эмаль, в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк
Чаша для святой воды из горного хрусталя ручкой и оправой работы Альфреда Андре (Париж) по эскизу Райнхольда Вастерса, XIX век, золото, горный хрусталь, эмаль, в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации о ювелирах и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:
Приятного просмотра!
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!
#Вастерс, #шпитцер, #подделка, #эмаль, #Метрополитен, #неоренессанс