Весной 1822 года в районе села Старая Рязань крестьянин Устин Ефимов вместе с сыном опахивал край дороги, когда из-под плуга вывалился очередной пласт земли и на солнце что-то блеснуло. Приглядевшись, пахари увидели небольшой золотой кругляш с узором и драгоценными камнями. Видимо нож плуга зацепил какой-то старинный клад. Крестьяне, чтобы не привлекать внимание соседей, продолжили пахать, а на поиски сокровищ пришли ночью. Всего из земли отец с сыном извлекли 45 предметов из драгоценных металлов общим весом около 2,5 кг. Найденные артефакты были по здравому размышлению были переданы властям, и доставлены самому государю императору Александру Первому, за что он одарил крестьян 10 000 рублями, огромными по тем временам деньгами. Ныне рязанский клад украшает собой сокровищницу Оружейной Палаты Московского Кремля, в том числе и золотой колт(элемент украшения женского головного убора) с изображением князя Глеба и Бориса блестящий образчик древнерусского ювелирного искусства выполненный в технике скань.
Скань от славянского скати (скатывать скручивать) ювелирная техника, когда из тончайшей золотой или серебряной проволоки изготавливается элементы орнамента или фигуры украшающие разнообразные изделия.
Ассортимент найденных сканных изделий поражает своим многообразием; массивные подносы и шкатулки; ажурные, легкие сахарницы, шкатулки, ларчики, солонки и корзиночки; пояса, пряжки, пуговицы разной величины - от размером с горошину до крупных, с куриное яйцо; браслеты, перстни серьги броши; оклады для икон и так далее и так далее...
Так как же изготавливались все эти предметы?
Ювелирные мастера в старину вытягивали тончайшую серебряную или золотую проволоку используя костяные или деревянные дощечки с отверстиями, через которые протягивали щипцами заготовки. С каждым разом диаметр отверстия уменьшался, а для того, чтобы металлическая нить не рвалась в процессе проволакивания, перед очередной дощечкой она нагревалась, что придавало ей эластичности. Древние мастера добивались таких результатов что из одного грамма золота они получали 2 километра тончайшей золотой нити.
Создавая свои шедевры, древнерусские ювелиры делали наброски узора на бумаге или бересте, затем из серебряных или золотых нитей они складывали элементы орнамента на рисунке. Перед спайкой будущее изделие присыпали порошком, состоящим из припоя (в древности использовали смолу деревьев) и металлической, в зависимости из какого металла изготавливалось само изделие, пыли. Затем изделие подвергалось термической обработке, мастера используя меха нагнетали на изделие жар, под воздействием которого металлический порошок плавился, равномерно покрывая тонким слоев все изделие придавая ему прочность и спаивая отдельные элементы между собой.
Таким же способом скань изготовляют и сегодня, только автоматизирован процесс протягивания нити, и вместо мехов, нагнетающих жар, современные ювелиры используют паяльные лампы.
Первые найденные предметы, выполненные в технике скани, на территории Руси археологи датируют IX - X веками, фактически этой техникой наши предки владели со времен основания Русского государства.
Существовало несколько центров изготовления ювелирных украшений со своими самобытными особенностями Москва Новгород домонгольская Рязань...везде археологи находят блестящие образчики древнерусского искусства, самобытного яркого оригинального.
В середине XVI века государь Иоанн Васильевич IV Грозный издает указ о том, чтобы лучшие новгородские ювелирные мастера переселились в Москву в результате чего, начинает возвеличиваться московская техника скани окончательно сформировавшись в веке XVII.
В Европе подобная техника получила название филигрань (из лат. filum «нить») и то, что в нашем языке она имеет свое собственное именование, на основе славянского корня, свидетельствует о том, что эта техника у нас развивалась параллельно Европе, скань - это самобытная часть нашей культуры.
В XVIII в. Московская скань приходит в упадок, это было связанно с тем, что царь Петр Первый взял курс на вестернизацию русской культуры, он неразумно отмахнулся от значительной части русского культурного наследия, вследствие чего наша духовная самобытность утратила очень и много своих богатств.
Возрождение сканного искусства началось в XIX веке когда в общество стала возвращаться мода на все русское и мастера ювелиры обратились к московской технике скани с цветной эмалью.
Со временем выделились центры мастеров серебряников-сканщиков которые имели свои существенные различия в художественных и стилистических приемах, это Великий Устюг, Москва, Вологда.
Первая Мировая война и последовавшие за ней Русская Революция и Гражданская война привели к новому упадку сканной техники, разрушенному народному хозяйству было не до ювелирных изысков.
Однако после восстановления нормальной жизни в стране, советское руководство уделяет внимание в том числе и возрождению сканного мастерства, создаются учебные заведения на базе сканных мастерских, где молодые люди обучались этой традиционной русской технике. Стилизация под скань активно внедряется в товары широкого потребления, и перестает быть исключительно ювелирной техникой.
Впрочем, и по сей день в ювелирном деле существует целое направление в котором важную роль играет данная техника древне-русских мастеров.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, делитесь в соцсетях, если понравилось. Мир вашему дому!
#искусство #история россии #Россия #русская культура #история