Найти тему
Славянский период

Перевал Дятлова: Почему Игорь Дятлов решил прервать поход группы практически в самом начале?

Утро 1-го февраля, группа формирует лабаз, разбирая продукты, решая что взять с собой, а какие продукты оставить. Слева-направо: Дорошенко-Колмогорова-Колеватов-Дубинина-Кривонищенко (фото из архива Биенко).
Утро 1-го февраля, группа формирует лабаз, разбирая продукты, решая что взять с собой, а какие продукты оставить. Слева-направо: Дорошенко-Колмогорова-Колеватов-Дубинина-Кривонищенко (фото из архива Биенко).

С самого начала похода Дятлов приплюсовал себе три лишних дня, когда перенес контрольную точку возвращения в Вижай с 12 на 15 февраля. Вопрос почему?

25 января, в Ивделе группа Дятлова, встав в 5-30, загрузилась в местный автобус на базе "ГАЗ-51" и вместе с попутчиками из группы Блинова отправились в путь. Приехали в пос. Вижай около 14-00. До этого момента все шло по плану маршрута, утвержденного маршрутной комиссией. А дальше начиналась самодеятельность Игоря Дятлова. Вместо того, чтобы утром 26 января выйти из Вижая на лыжах в направлении "2-ой Северный"(55км), как было запланировано, Дятлов решил сэкономить силы и время, используя автотранспорт. В ожидании автотранспорта в Вижае пришлось заночевать, потеряв на этом одни сутки.

Но и 26 января, попасть на " 2-ой Северный" опять не получилось. Пришлось в пос. Вижай договориться о попутной машине которая смогла довести их только до пос. "41-й квартал", но со счетов маршрута было сброшено 33км. Из дневника группы Дятлова:

Договорились и едем до 41-го участка на машине. Выехали только в 13.00, а в 41-м были около 16.30. Намерзлись здорово, ехали на ГАЗ-63 наверху. На 41-м нас довольно приветливо встретили, отвели отдельную комнату в общежитии.

На "41-м квартале" пришлось заночевать, потеряв на этом вторые сутки.

27 января ребята договорились, что до 2-го Северного их вещи довезет лошадь. От 41-го до места назначения было 22км. Пройти этот путь на лыжах по Лозьве оказалось делом не таким легким. В сплошной темноте нашли поселок и только по проруби догадались где изба. Загорел костер из досок, задымила печь. Несколько человек проткнули себе гвоздями руки, но все обошлось. А тут и лошадь подошла. Благо, особо ретивые конспирологи насчитали у лошади дяди Славы пять ног.

Не смотря на то, что Игорю Дятлову при заброске удалось все же выиграть один день, и начать лыжный выход от "2-го Северного" на день раньше плана, 28 января, но все равно, Игорь надеялся выиграть больше. Автотранспорт должен был позволить группе попасть из Вижая в точку заброски в течение дня 26-го января. Но маневр не удался и Дятлов решил добавить себе в актив похода еще 3 дня, перенеся контрольный срок прибытия в Вижай с 12 на 15 февраля. По существу кольцевой маршрут похода начинался 28 января и должен был продлится до 15 февраля, всего 19дней. По раскладке маршрута с посещением всех запланированных к покорению снежных вершин предстояло покрыть расстояние в 245км за 19 дней, передвигаясь ежедневно, в среднем по 13 км вне дорог и жилья.

Но опыт 27-го января, первого дня продвижения на лыжах по Лозьве, сделал свое черное дело и внутренний климат в группе стал подвергаться коррозии. Было гладко на бумаге, но забыли про овраги. На деле все выглядело не так радужно и легко как в комнатах общежития. Тонким камертоном настроения группы оказалась Зина Колмогорова, которая оставила записи в дневнике.

Дневник 27 января : "Скорей бы в путь, на лыжи. Как-то мы пойдем? На меня как-то ужасно действует музыка за последнее время, гитара, мандолина и прочее"
Дневник 28 января : "Вчера вечером мальчишки глупо острили. По-моему, на них не надо обращать внимания, тогда они меньше будут хамить. Улеглись спать. Игорь весь вечер хамил. Я просто не узнавала его. Пришлось спать на дровах у печки.

У Игоря Дятлова были все основания сильно нервничать, поскольку перспективы похода становились весьма туманными.

От пос. "2-ой Северный" вверх по Лозьве, потом, в верховья Ауспии до места сооружения лабаза, группа должна была преодолеть путь в 38км за ДВА дня (28 и 29-го). По плану 30-го января, соорудив лабаз в верховьях Ауспии, группа должна была совершить переход в 14 км, при этом перейти перевал Дятлова и подойти к вершине Отортен. 31-го января взойти на Отортен, снять записку, оставить свою, переночевать и 1-го февраля вернуться к лабазу. Всего радиалка от места лабаза на вершину Отортен должна была составить около 36 км, ТУДА и ОБРАТНО. После радиалки предстояло пройти еще около 171км, от верховий Ауспии до контрольной точки в пос. Вижай. Но реальность катастрофически не вписалась в планы похода. Группа Дятлова от "2-го Северного " передвигалась вместо 2-х дней целых ЧЕТЫРЕ дня (28,29,30,31), преодолев путь всего 38км.

Это легко проверить на Яндекс-Картах, используя, например, курвиметр.
Это легко проверить на Яндекс-Картах, используя, например, курвиметр.

На радиальном выходе к Отортену группа теряла бы еще ТРИ дня, итого 4дня+3дня, получается 7 дней. Весь маршрут был рассчитан на 19 дней, оставалось 12 дней.

До 15 февраля оставалось ДВЕНАДЦАТЬ дней.

Чтобы попасть к назначенному сроку в Вижай, нужно было пройти остаток пути в 171км, за 12 дней. Это нужно проходить за один ходовой день больше 14км, а реально на первом этапе маршрута они проходили не больше 11км в день.

При такой скорости движения группе потребуется не 12 дней, а 16 чтобы попасть в контрольную точку пос. Вижай, опаздывая к назначенному сроку на ЧЕТЫРЕ дня.

Но не сам срок возвращения 19 февраля был критичным для Дятлова, у них из потребных 16 дней пути, еды оставалось всего на СЕМЬ дней, не больше. Как ДЕВЯТЬ дней в походе провести без еды, это большой вопрос. Пришлось бы обязательно изменять маршрут. Например, не ходить на вершину Ойка-Чакур, но эта экономия давала всего 3 дня.

Поэтому Игорь Дятлов уже 31 января понял, что подарок к XXI съезду КПСС, как говорится, накрылся медным тазом.

Тут самое время поговорить о килограммах и калориях

Туристам при составлении раскладки продуктов на день нужно знать калории, а не килограммы. Поэтому туристы берут в поход высококалорийные продукты вроде сала, сахара, колбасы, сухарей чтобы сократить вес поклажи. Например, 100гр. сухарей, дают 450 кКал. Те же 100гр сала дают 800кКал. Поэтому туристы используют термин "сухой продукт", не в смысле килограммов сухих продуктов, а в смысле заданной калорийности. Лыжный туризм относится к самым изнуряющим видам спорта и требует не меньше 3500кКал в сутки, для восстановления энергетических потерь. Существующие нормативы дают возможность довольно точно рассчитать энергетический баланс туристов лыжников.

Для нашего случая приведены энергозатраты  при ходьбе на лыжах 420кКал в час.
Для нашего случая приведены энергозатраты при ходьбе на лыжах 420кКал в час.

Из дневника стало ясно, что двигалась группа Дятлова по маршруту, примерно, с 11-00 до 17-00, чтобы засветло поставить палатку, соорудить костровище и приготовить ужин. В пути пара перекусов, значит, ход на лыжах занимает не меньше 5 часов. Плюс пара-тройка часов на подготовку места для установки палатки и места для костра. Нужно заготовить дрова на ужин и на завтрак. Итого получается не меньше 8 часов упорного физического труда. Это будет не меньше 3360кКал в сутки. Как известно в лабазе были обнаружены продукты определенного наименования 16-ти видов. Причем, указный в УД вес, это вес НЕТТО без учета тары. Например, банка тушёнки с весом НЕТТО 338 грамм весит сама по себе еще порядка 60-70 грамм, или еще около 20% веса. Поэтому для расчета калорийности будем использовать "чистый" вес продукта, т.е вес НЕТТО.

Приведен расчет всего энергетического запаса продуктов, обнаруженного в лабазе.  К данным УД добавлена калорийность каждого продукта в отдельности из расчет кКал на 100 гр продукта.
Приведен расчет всего энергетического запаса продуктов, обнаруженного в лабазе. К данным УД добавлена калорийность каждого продукта в отдельности из расчет кКал на 100 гр продукта.

При рассмотрении номенклатуры товаров в лабазе, первое, что бросается в глаза, это полное отсутствие чего либо к чаю и кофе. Нет ни конфет, ни сушек, ни ванильных сухарей, нет шоколада. Все предельно аскетично, где из сладостей только 8кГ сахара -рафинада. Да соли 1,5 кг. Соль необходимый продукт в походе, поскольку с выходом пота нарушается солевой баланс организма. Вода топится из снега, и в чай, и в еду обязательно добавляют соль. Сахар во время перекуса тоже абсолютно необходимая вещь, чтобы восстановить уровень глюкозы в крови.

Зина выдает сахар на перекусе.
Зина выдает сахар на перекусе.

Вообще, финансовая часть бюджета похода была очень скудной и продуктового изобилия не предвиделось. Люда Дубинина, как завхоз, всячески пыталась уберечь продукты от их массового поедания голодной братией.

Дневник 24 января : "Ребята прошпыняли завхоза, т. е. меня, обвиняли в скупости и жадности. Но, увы, столовая на сей раз для нас большая роскошь. Наш Юра вздумал пройтись с шапкой вокруг вокзала, причем с исполнением какой-то песни. Юрку пришлось выручать.
Дневник 30 января : "Около 2-х часов останавливаемся на обед - привал. Корейка, горсть сухарей, сахар, чеснок, кофе, запасенное еще утром - вот наш обед". (Юра Дорошенко)

Как видим, продовольственных излишеств не было никаких. Весь энергетический запас продуктов в лабазе составил 200292кКал.

На ДЕВЯТЬ человек группы Дятлова энергетические потребности по нормам лыжников, описанные выше, составляли 3360кКал в день. Или 30240кКал на всю группу в день. Разделим общий запас калорий в лабазе 200292кКал на суточную потребность группы 30240кКал, и получим, что запаса продуктов в лабазе хватило бы не больше чем на СЕМЬ суток.

Поход нужно было как-то спасать, но как?

За СЕМЬ дней, на которые оставалась еда, они пройдут не больше 77-80км, вместо 171км. То есть, смысл движения по хребту Поясовой Камень, посещение вершины Ойка-Чахль, и дальше до пос.Вижай, полностью отпадал. Остался единственный вариант, заменить кольцевой маршрут до Вижая радиальным выходом.

Т.е. 1-го февраля Дятлову стало ясно, что они делают радиалку на Отортен, возвращаются назад к лабазу, ночуют, и 4-го февраля идут по своему пройденному маршруту обратно в пос. Вижай. От лабаза, по речке Ауспия в Лозьву. Далее, через 2-й Северный, 41 квартал, до Вижая, где и заканчивается их поход.

От вершины "1079" нужно будет пройти 38 км до "2-го Северного", там еще 22км до 41-го квартала, и дальше до Вижая еще 33км. Всего на обратный путь им предстояло пройти 93км. Это было по их силам и по возможностям обеспечения едой. При их реальной скорости в 11км за ходовой день, им потребуется 7-8 суток, чтобы попасть в Вижай к 11 февраля.

Таким образом, поход по утвержденному маршрутной комиссией УПИ маршруту отменялся, и группа Дятлова, поставив себе задачу минимум, возвращалась по пройденному пути обратно в Вижай. При этом, в задачу минимум вошла ночевка на склоне Хоолат-Сяхыл и восхождение на гору Отортен.

Но холодный фронт, сильный ветер, мороз до -23°, снежная стихия, обрушив палатку, перечеркнули все их планы, обнулив их шансы на выживание. Во время переодевания группы и подготовки к ночевке сломалась центральная лыжная стойка в которой были сделаны два кольцевых надреза для фиксации проволокой печки во время ночевки. От снежной нагрузки метелевого снега и сползания наста на скат, сломалась центральная опора и возник динамический удар с высоты сломанной лыжной палки. И сотни килограмм снега с высоты в 1.3 метра нанесли тяжелые травмы Тибо и Слободину. Аналогичную травму головы получил и Кривонищенко. Но кости его черепа выдержали удар. Травмы всех троих, Слободина, Тибо и Кривонищенко характерны в том, что получены в положении лежа на спине. В трех случаях повреждены височная, затылочная или лобная область головы. Травмирующая поверхность сопоставима по размеру с поверхностью соприкосновения головы, лежащей на твердой поверхности.

Кольцевые надрезы ослабили устойчивость лыжной палки, что и привело к обрушению палатки. В группе Дятлова, как минимум, у троих были березовые лыжные палки, которую могли использовать как центральную опору палатки для печки. Березовые лыжные палки были у Рустема Слободина, Юрия Дорошенко и у Люды Дубининой. Березовые палки широко применялись в лыжном туризме, наравне с бамбуковыми лыжными палками. Стандартная лыжная палка по ГОСТУ выдерживает 350кг нагрузки вдоль стержня. Кольцевые надрезы могли ослабить устойчивость стойки. Поэтому 250 кг, при которой сломалась стойка, а это 5 мешков с цементом, падая с высоты 1,2метра, могли нанести тяжелые ЧМТ, в том числе с переломом основания черепа.

Как видно и норматива, толщина в диаметре древка не превышала 24мм.
Как видно и норматива, толщина в диаметре древка не превышала 24мм.

Кольцевой надрез, мало того, что оставлял концентратор напряжения по окружности древка, но он еще сделал тоньше само древко, сделал его, не толще указательного пальца руки. То, что должно было случится, оно и случилось.

PS

Хотелось бы сказать пару слов о боевом потенциале группы Дятлова, которая превращает выдумки об избиении и убийстве группы в нелепость их авторов. В УПИ была военная кафедра, где студенты получали азы военной подготовки. Поэтому в боевом духе группы Дятлова сомневаться не приходится. Это уже аттестованные офицеры, которые закончили УПИ, и те студенты срок обучения которых подходил к концу так же становились офицерами. Ребята были хорошо вооружены холодным оружием. У них в наличии был ледоруб, три топора и три финских ножа. По боевой экипировке группа Дятлова не уступала боевому отделению альпийских стрелков. А Семен Золотарев который прошел войну, был воплощением боевого духа фронтовика. Эти ребята положили бы на склоне Хоолата-Сахыл целый взвод или весь мансийский клан, который пришел бы их убивать. Как пелось в детской песенке Бременских музыкантов:

А Как Известно Мы Народ Горячий!
И не выносим нежностей телячьих
А кое-что за пазухой мы держим.
К нам не подходи,
К нам не подходи,
К нам не подходи,
А то зарежем.
Ребята вместе с попутчиками из группы Блинова едут 25 января в местном автобусе из Ивделя в пос. Вижай. На переднем плане Семен Золотарев который  обладал уникальной вещью, трофейным ледорубом немецких горных стрелков.  Это австрийский ледоруб фирмы Franz Senn, который производился до 1945 года для экипировки немецких горных егерей.
Ребята вместе с попутчиками из группы Блинова едут 25 января в местном автобусе из Ивделя в пос. Вижай. На переднем плане Семен Золотарев который обладал уникальной вещью, трофейным ледорубом немецких горных стрелков. Это австрийский ледоруб фирмы Franz Senn, который производился до 1945 года для экипировки немецких горных егерей.

Уважаемый читатель подписывайся на мой канал, и ты узнаешь все подробности того, что произошло с группой Дятлова. Почему не было никакой радиации, никакого 34-го кадра, никаких "огненных шаров", а была непреодолимая сила Урала.