Найти в Дзене

Львы бродили по Европе и остались на вокзале

Наверное, нет более царственного, величественного и грозного зверя, нежели лев. По крайней мере, тот лев, каким его изображают бесчисленные литературные труды и произведения искусства. Образ царя зверей принято отожествлять с честью, достоинством, могуществом, властью… Есть свой скульптурный лев и в Вязниках – он обосновался около здания автовокзала и круглосуточно «точит когти» о металлический вяз.

Вязники. Автовокзал.
Вязники. Автовокзал.

Геральдические звери

Как, вероятно, уже догадался читатель, вяз и лев – символы провинциальных Вязников. Ну а чем мы хуже европейских монархов, для которых пристроить гривастого зверя на щит было едва ли не делом принципа?! Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Дания, Болгария, Франция... Более полутора десятков европейских стран в своей геральдике и сегодня используют льва. И ничего, что этого зверя нынче там встретишь только в зоопарках – некогда царь зверей вольготно чувствовал себя на всём европейском континенте.

Ну ладно там западные рыцари, турниры, бои и крестовые походы... В таком опасном бизнесе без сильного покровителя не обойтись. Но откуда же лев взялся на нашей земле? Краеведы утверждают, что лев как родовой знак Владимиро-Суздальских князей был известен ещё с середины XII века. Кроме того, царь зверей являлся личным знаком Андрея Боголюбского, который, как известно по урокам истории, основал великое княжество со столицей во Владимире. Князья канули в Лету, а золотой лев на алом фоне остался.

Владимирский лев.
Владимирский лев.

На протяжении веков фигура царя зверей на гербе Владимира видоизменялась, у льва появились корона и крест, голова животного не раз поворачивалась, пока, наконец, не застыла в нынешнем положении.

Нетрудно выстроить логическую цепочку и понять, что вязниковский лев – это «отголосок» льва владимирского, этакий символ принадлежности и нахождения в составе региона. Правда, места в новом гербе для него почти не осталось, но оставим это на совести геральдических дел мастеров.

Вязниковский герб.
Вязниковский герб.

Не такие уж и сказочные персонажи

В киноискусстве пальму первенства, безусловно, следует отдать «Королю льву». Популярность Симбы, Муфасы, их злобного родственника Шрама и прочих представителей прайда просто зашкаливает, и каждый житель планеты Земля, вероятно, хоть краем уха слышал об их похождениях.

Из самых ярких литературных львов следовало бы, разумеется, выделить Льва Толстого, но не будем тревожить классиков. А остановимся на «Хрониках Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, где царь зверей оказался одним из ключевых персонажей фэнтезийного мира. Экранизация удалась весьма недурно, и жертвенный образ могучего зверя (защитника обездоленных английских детей) запоминается.

Ну а в старом добром Советском Союзе, вероятно, вторым по известности и народному признанию после Бонифация стал лев из «Невероятных приключений итальянцев в России».

Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России".
Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России".

Что же касается более монументального искусства, то из всего множества памятников и монументов, изображающих царя зверей, хотелось бы обратить ваше внимание на скульптурную композицию «Умирающий лев», возведённую в Люцерне (Швейцария).

В огромной нише, вырубленной прямо в скале, покоится девятиметровое изваяние – смертельно раненый зверь. Лев лежит, прикрыв лапой, словно бы до последнего вздоха защищая щит с изображением лилии – символа французских Бурбонов. В изголовье гиганта ещё один щит – на сей раз с гербом Швейцарии.

Монумент этот возведён в память о парижском восстании 10 августа 1792 года – одном из ключевых этапов Великой Французской революции. Швейцарские наёмники, служившие в гвардии короля, до конца выполнили свой воинский долг, защищая престол от разъярённой толпы. Уцелевших ждала не лучшая участь – многих из них приговорили к смерти. Тем не менее отвага и слава швейцарцев, складывающих головы, но не знамёна, осталась в веках. Львов кому попало не устанавливают.

Умирающий лев.
Умирающий лев.

Лев, автовокзал и железный вяз

Ну а в конце вернёмся к началу – к вязниковскому льву, установленному около городского автовокзала. Честно говорю: увидев его впервые, испытал некоторую оторопь. Тогда даже пришлось написать несколько стихотворных строк:

…Мне не нужны Рязань и Тверь,

Я буду спать без покрывала,

Пока блестит металлом зверь

На страже у автовокзала…

Фатьянов смотрит с облаков

И скрыть не может изумленья:

Лев высотой в полста вершков,

Обнявши вяз, напряг колени,

Надул накачанный каркас

И, усмехнувшись львиной пастью,

Так изогнул могучий вяз,

Как и не снилось этой власти!

…Дрейфуют листья-корабли

По тротуарам в день дождливый,

И комья копанной земли

Встают, как рифы… Эх, красиво!

Но то – пустое. Монумент

Хорош. - Хорош! – Услышьте, боги! –

Я б сам взошёл на постамент,

Да только обломают ноги.

Совсем забыл: слывёт молва,

Что в этом льве полтонны стали!

Ложится снег на гриву льва

И ручейками подтекает…

Что там немейский лютый зверь?! –

Он был разбит и в пух, и в гриву.

А вязниковский – уж поверь –

Ещё достанет с вяза сливу.

-6

Антон АГЕЕВ.

#вязники

#книгочей

#история

#нарния

#швейцарцы

#гербы

#король лев

#стихи

#львы

#кино