Я думаю, каждый любящий и ответственный родитель всегда внимательно наблюдает за проявлениями в поведении своего ребенка, будь то малыш от 0 до 3 или подросток, скажем так, лет пятнадцати.
Но сейчас не о малышах.
Пик, когда проявления девиантности могут коснуться вашего подростка приходится на 13-16 лет, когда начинается тот самый кризис подросткового возраста. Когда начинаются протесты, споры с родителями, уходы из дома, низкая успеваемость, также наблюдается повышенная чувствительность, обидчивость, вспыльчивость.
В этот острый период у ребенка появляется то самое чувство взрослости и вседозволенности, когда родители для него уже не авторитет.
Но что самое важное— ведущей деятельностью в этот период у подростка является общение со сверстниками.
Я отметила этот пункт не случайно, ведь зачастую именно взаимодействие со сверстниками в данный период, по другому эту группу называют референтной, может стать опасным. Еще не сформировавшаяся личность вашего ребенка может попасть под влияние этой самой референтной группы, где, как правило, есть авторитет—тот, у кого есть кусочек власти и его все уважают и даже боятся—лидер. Связавшись с такой группой, ребенок под ее давлением или же чтобы не показаться трусом и неудачником может совершить непоправимые вещи.
Именно сверстники—авторитет для подростка в этот сложный промежуток развития личности. Будьте бдительны.
Чтобы избежать нарастания темпов развития девиантного поведения у вашего ребенка—важно с ним общаться и взаимодействовать. Да, это сложно, здесь важно ненавязчиво участвовать в его жизни, чтобы он чувствовал поддержку и защиту родителей. Естественно, своим видом ребенок не покажет вам, что он в этом нуждается, ведь у него сейчас такой период—он же "взрослый" и "самостоятельный", он будет молчать об этом, а вы просто дайте ему эту заботу.
- Не повышайте тон, беседуйте дружелюбно и терпеливо, переживите этот момент вместе.
- Дайте ребенку изложить свои мысли, чувства, переживания, тогда он поймет, что вы действительно заинтересованы во всех событиях его жизни, тогда он более доверится вам.
- Хвалите почаще, подчеркивайте положительные черты характера.
- Поручайте ответственные дела—тогда у подростка формируется вера в успех и повышается самооценка, он видит, что он полезен и стремится не опускать эту планку.
- Не приставайте к подростку с постоянными расспросами, приказами.
- Не ожидайте, что ребенок примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять.
- Ваш ребенок должен знать, что всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь- помните это!
- Не вторгайтесь в личное пространство против воли ребенка.
- Пусть у ребенка обязательно будет место для уединения.
Подростковые девиации (отклонения) не имеют четких стадий, развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным действиям. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев или лет.
Симптомы проявления девиантного поведения:
- Сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями или одноклассниками, смена друзей и приверженность "плохим компаниям", о которых я говорила выше;
- Общественная дезадаптация:уходы из дома, отказ от школы, увлеченность интернетом или играми;
- Низкая успеваемость и работоспособность;
- Рассеянность, низкая концентрация внимания;
- Увлечения часто меняются, дела остаются незаконченными;
- Четко выражена инфантильность: низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации бытовой сферы жизни;
- Эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения;
- Присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки;
- Самооценка часто неадекватная, замкнутость, жестокость, напускное равнодушие;
- Нарушение сна, аппетита, дневной сонливостью.
Также стоит отметить, что необычные способности и наклонности тоже могут быть признаком девиации, но редко рассматриваются в качестве патологий. Ведь одаренные дети не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи.
Осложнения и последствия:
При отсутствии помощи специалистов, своевременной диагностики и профилактики девиаций, отклоняющиеся реакции подростков могут стать их образом жизни.
А именно это:
- преступность;
- алкоголизм;
- наркомания;
- проституция, промискуитет;
- аморальный, асоциальный, аутодеструктивный образ жизни;
- суицид;
- антисоциальность, нанесение ущерба обществу.
Диагностика:
- Наблюдение и беседа: условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки и хобби. Оценивается общее состояние.
- Опрос родителей, родственников: выслушиваются жалобы и мнение со стороны.
- Психологическое тестирование: результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические стороны.
- Проективные методики: используются для выявления вытесненных эмоций— агрессии, страха, тревоги.
Лечение:
- Психотерапия: сеансы направлены на осознание подростков особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Рекомендовано родителям для восстановления полноценных отношений.
- Психокоррекция: цель—стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания и мышления. Результат пробуждает интерес к учебе и уверенность в собственных силах.
- Фармакотерапия: применение медикаментозных средств подросткам, имеющим психические расстройства, неврологические патологии.
- Социально-педагогическая реабилитация, групповая психотерапия.
Очень важно быть с ребенком на одной волне, поддерживать его эмоционально, быть рядом и узнавать о его переживаниях и страхах.
Важно знать увлечения ребенка, быть в курсе всех событий, контактировать. Внимательно следить за поведенческими реакциями, эмоциями, ведь одна упущенная деталь может стать тем самым симптомом отклонения.
До новых встреч!