Найти тему

С чего все начинается и чем все может закончиться? Симптомы и последствия проявления девиантности в поведении подростка.

Я думаю, каждый любящий и ответственный родитель всегда внимательно наблюдает за проявлениями в поведении своего ребенка, будь то малыш от 0 до 3 или подросток, скажем так, лет пятнадцати.

Но сейчас не о малышах.

Пик, когда проявления девиантности могут коснуться вашего подростка приходится на 13-16 лет, когда начинается тот самый кризис подросткового возраста. Когда начинаются протесты, споры с родителями, уходы из дома, низкая успеваемость, также наблюдается повышенная чувствительность, обидчивость, вспыльчивость.

В этот острый период у ребенка появляется то самое чувство взрослости и вседозволенности, когда родители для него уже не авторитет.

Но что самое важное— ведущей деятельностью в этот период у подростка является общение со сверстниками.

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/542/211/original/depression-people-affect-on-mental-health-vector-illustration.jpg
https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/000/542/211/original/depression-people-affect-on-mental-health-vector-illustration.jpg

Я отметила этот пункт не случайно, ведь зачастую именно взаимодействие со сверстниками в данный период, по другому эту группу называют референтной, может стать опасным. Еще не сформировавшаяся личность вашего ребенка может попасть под влияние этой самой референтной группы, где, как правило, есть авторитет—тот, у кого есть кусочек власти и его все уважают и даже боятся—лидер. Связавшись с такой группой, ребенок под ее давлением или же чтобы не показаться трусом и неудачником может совершить непоправимые вещи.

https://tobacco21.org/wp-content/uploads/2014/10/92728951.jpg
https://tobacco21.org/wp-content/uploads/2014/10/92728951.jpg

Именно сверстники—авторитет для подростка в этот сложный промежуток развития личности. Будьте бдительны.

Чтобы избежать нарастания темпов развития девиантного поведения у вашего ребенка—важно с ним общаться и взаимодействовать. Да, это сложно, здесь важно ненавязчиво участвовать в его жизни, чтобы он чувствовал поддержку и защиту родителей. Естественно, своим видом ребенок не покажет вам, что он в этом нуждается, ведь у него сейчас такой период—он же "взрослый" и "самостоятельный", он будет молчать об этом, а вы просто дайте ему эту заботу.

  • Не повышайте тон, беседуйте дружелюбно и терпеливо, переживите этот момент вместе.
  • Дайте ребенку изложить свои мысли, чувства, переживания, тогда он поймет, что вы действительно заинтересованы во всех событиях его жизни, тогда он более доверится вам.
  • Хвалите почаще, подчеркивайте положительные черты характера.
  • Поручайте ответственные дела—тогда у подростка формируется вера в успех и повышается самооценка, он видит, что он полезен и стремится не опускать эту планку.
  • Не приставайте к подростку с постоянными расспросами, приказами.
  • Не ожидайте, что ребенок примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять.
  • Ваш ребенок должен знать, что всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь- помните это!
  • Не вторгайтесь в личное пространство против воли ребенка.
  • Пусть у ребенка обязательно будет место для уединения.

Подростковые девиации (отклонения) не имеют четких стадий, развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным действиям. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев или лет.

Симптомы проявления девиантного поведения:

  • Сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями или одноклассниками, смена друзей и приверженность "плохим компаниям", о которых я говорила выше;
  • Общественная дезадаптация:уходы из дома, отказ от школы, увлеченность интернетом или играми;
  • Низкая успеваемость и работоспособность;
  • Рассеянность, низкая концентрация внимания;
  • Увлечения часто меняются, дела остаются незаконченными;
  • Четко выражена инфантильность: низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации бытовой сферы жизни;
  • Эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения;
  • Присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки;
  • Самооценка часто неадекватная, замкнутость, жестокость, напускное равнодушие;
  • Нарушение сна, аппетита, дневной сонливостью.
https://bharathwrites.com/wp-content/uploads/2019/08/distractions4-300x157.jpg
https://bharathwrites.com/wp-content/uploads/2019/08/distractions4-300x157.jpg

Также стоит отметить, что необычные способности и наклонности тоже могут быть признаком девиации, но редко рассматриваются в качестве патологий. Ведь одаренные дети не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи.

https://thumbs.dreamstime.com/b/artist-boy-painting-canvas-art-icons-character-design-creative-people-professions-collection-illustration-71603038.jpg
https://thumbs.dreamstime.com/b/artist-boy-painting-canvas-art-icons-character-design-creative-people-professions-collection-illustration-71603038.jpg

Осложнения и последствия:

При отсутствии помощи специалистов, своевременной диагностики и профилактики девиаций, отклоняющиеся реакции подростков могут стать их образом жизни.

А именно это:

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • проституция, промискуитет;
  • аморальный, асоциальный, аутодеструктивный образ жизни;
  • суицид;
  • антисоциальность, нанесение ущерба обществу.
https://fb.ru/misc/i/gallery/57634/2713456.jpg
https://fb.ru/misc/i/gallery/57634/2713456.jpg

Диагностика:

  • Наблюдение и беседа: условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки и хобби. Оценивается общее состояние.
  • Опрос родителей, родственников: выслушиваются жалобы и мнение со стороны.
  • Психологическое тестирование: результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические стороны.
  • Проективные методики: используются для выявления вытесненных эмоций— агрессии, страха, тревоги.

Лечение:

  • Психотерапия: сеансы направлены на осознание подростков особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Рекомендовано родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекция: цель—стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания и мышления. Результат пробуждает интерес к учебе и уверенность в собственных силах.
  • Фармакотерапия: применение медикаментозных средств подросткам, имеющим психические расстройства, неврологические патологии.
  • Социально-педагогическая реабилитация, групповая психотерапия.

Очень важно быть с ребенком на одной волне, поддерживать его эмоционально, быть рядом и узнавать о его переживаниях и страхах.

Важно знать увлечения ребенка, быть в курсе всех событий, контактировать. Внимательно следить за поведенческими реакциями, эмоциями, ведь одна упущенная деталь может стать тем самым симптомом отклонения.

До новых встреч!