Где пролегает тонкая грань между безумием и гениальностью? Когда искусство превращается в поле разврата? И кто же он на самом деле такой: знаток человеческих душ или обыкновенный пошляк? Это я все про маркиза де Сада. Вернее, про биографическую киноленту о нем – «Перо маркиза де Сада» 2000 года.
Удивительно атмосферный, мерзкий до отвращения и пронзительный до мурашек фильм. Думаю, он останется в памяти надолго у любого, кто решится его посмотреть.
«Перо маркиза де Сада» повествует о последних годах жизни скандально известного писателя. И известность его такова, что исхода у неё, прямо скажем, два – тюрьма или лечебница. Итоговым оказывается второй вариант. Маркиз де Сад находится в лечебнице для душевнобольных. Здесь у писателя есть все удобства: хорошая еда, мягкая мебель, письменные принадлежность. Одно плохо – связаться напрямую с издателем он не может. Это строго-настрого запрещено. Однако развратные рукописи де Сада продолжают издаваться и распространяться.
Как такое возможно? Очень просто. Работница лечебницы, миловидная девушка Мадлен, тайком передаёт издателю все свежие рукописи маркиза. Она страстная поклонница его творчества и искренне считает де Сада гением. Конечно же, его взгляды она также разделяет: то, что пишет маркиз, – это не просто пошлые романчики. Это жёсткая сатира на современное общество, вскрывающая все его самые низкие пороки и заставляющая краснеть от стыда всех тех, кто волей-неволей узрел в описываемых образах самого себя.
И вот тут-то встаёт вопрос: насколько адекватен автор этого безобразия? Ведь на протяжении всего фильма маркиз де Сад ведёт себя как истинный безумец! Кажется, что он просто не в состоянии перестать писать. День и ночь де Сад все пишет и пишет новые романы один откровеннее другого.
Сперва и священник, и доктор стараются всячески внушить своему пациенту, что то, что он делает, неправильно, что это проявление греха, душевной болезни, а то и того, и другого вместе. Потом у него отбирают стол, бумагу и чернила. Однако и это не помогает. Маркизу продолжают подносить на обед вино и жареную птицу. Косточки этой птицы становятся его новым пером, а вино – чернилами. Недостатка в бумаге де Сад также не испытывает. Её ему заменяет белый камзол и панталоны. Да, писатель продолжает творить свои шедевры на собственной одежде!
Воистину поразительный человек. Когда Мадлен забирает одежду маркиза в стирку, она переписывается произведения на бумагу. Это каким же даром убеждения должен обладать человек, чтобы простая девушка начала девятнадцатого столетия так слепо подчинялась его воле? Чтобы она пошла против церкви, против общественного мнения?
И ведь не только Мадлен подпадает под чары маркиза де Сада. Даже аббат дю Кольмьер оказывается совращен любовными идеями. Любовь к Мадлен, которую почтенный молодой аббат скрывал в самых потаенных уголках своей души, стала неудержимо рваться наружу. Причём рваться в таких проявлениях, что простому-то человеку грешно о таком подумать, а уж священнику…
Маркиз де Сад и его писанина становятся откровенно неудобны власть имущим слоям. Его, совершенно обнаженного, заключают в темницу. Но даже тут, лишённый всяческих принадлежность для письма и возможности говорить, де Сад продолжает писать. Он пишет на стенах темницы пальцами когда кровью, когда отходами собственной жизнедеятельности. Его конец печален и ужасающ. Судьба Мадлен и аббата дю Кольмьера также незавидна, если не сказать хуже.
Фильм «Перо маркиза де Сада» однозначно стоит посмотреть хотя бы одним глазком, хотя бы наполовину. Да, сперва он покажется отвратительным, аморальным и вообще недостойным приличного человека. Однако это именно тот случай, когда первое впечатление оказывается обманчивым. Здесь многое оказывается несколько более глубоким, чем может показаться. В конце-то концов, не зря же фильм имеет целых три номинации «Оскара».
Как вы относитесь к творчеству маркиза де Сада? Смотрели фильм? Делитесь в комментариях!
Больше публикаций о фильмах в рубрике #дочитай_кино
Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!
#книги #литература #фильмы #кино #писатели #история #биография