Даже в 30-х годах, в СССР отсутствовали автошколы и учебные комбинаты. Как сказали бы большевики, их не было, как класса. По статистике, в 1928 на всей необъятной территории работали всего 10 автоколонок, причем в глубинке – только две.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. В первые десятилетия со дня образования Страны Советов некоторые владельцы авто покупали бензин …в аптеках. Наравне с керосином он тогда считался лекарственным средством, однако продавался буквально в гомеопатических дозах.
Количество транспорта в стране прирастало существенно, в том числе и за счет импорта. И по понятным причинам, требовалась централизованная организация, которая бы занималась ликвидацией безграмотности у многих владельцев машин, помогала налаживать инфраструктуру, повышала популярность автомобилей среди населения и т д. И такая структура появилась в 1927 году под названием «Автодор». Она получила статус всесоюзной, ибо постепенно филиалы были открыты как во союзных, так и автономных республиках СССР.
Активная деятельность в 30-х годах
В октябре 1927-го «Автодор» создал первые в стране секции:
агитационно-издательская, в рамках которой появился журнал «За рулем»;
организационно-финансовая;
автомобильная и дорожная;
мотоциклетно-мотороводная;
профессионального образования.
Чуть позднее, наряду с военной (куда же без нее!) появилась юношеская секция. Однако, первый учебный комбинат «Автодор» организовал только в 1932 году. Впрочем, на сроки наверняка повлияло то, что в нем не только учили водить авто и мотоциклы, но и давали практические навыки по их ремонту.
Как структура «Автодор» всегда отличался активными действиями: он регулярно проводил автопробеги и митинги, разыгрывал лотереи, давал лекции, издавал специализированную литературу. Среди особых заслуг добровольного общества – инициатива Каракумского пробега 1933 года, который до сих пор считается одним из самых длинных, массовых и трудных заездов. Параллельно с этим, «Автодор» при поддержке государства довольно неплохо справлялся со строительством автоколонок, мастерских и сети шоссейных дорог.
Закат в 1935-м
Несмотря на гигантскую работу в области автомобилизации страны, «Автодору» так и не удалось воплотить свой же лозунг «Пролетарий и крестьянин — на автомобиль!». Причиной была элементарная недоступность автомобилей для населения, так как в основном они направлялись в военные части и госорганизации. Поэтому, смысла в дальнейшем существовании «Автодора» не было, и 23 октября 1935 года добровольное общество было ликвидировано.
Среди причин, которые привели к закрытию организации, указывалась то, что ее члены перестали справляться со своими обязанностями. Более того, верхушку Общества обвинили в том, что она для пополнения средств начала прибегать к «нездоровой коммерческой деятельности». Где тут правда, а где нет – трудно сказать из-за давности событий. Однако, нехороший «коммерческий след» «Автодора» проявился уже в начале 2000-х годов.
Новейшее время: «коммерсы» от «Автодора» на страже дорог Родины
Реанимировали «Автодор» аж в 2009 году, хотя это было уже не добровольное общество, а государственная организация, занимавшаяся реконструкцией и строительством платных автотрасс.
Вначале все казалось просто и прозрачно: инвестор вкладывает деньги в транспортную инфраструктуру, предоставляя автовладельцам альтернативу – ездить по скоростным и коротким платным трассам или по обычным, но в объезд. На деле же многое оказалось не так. Достаточно сказать, что нынешний «Автодор» не особо побеспокоился о том, чтобы установить достаточное количество указателей на бесплатные участки.
НЕГАТИВ №2. Когда российский водитель попадает на бесплатную дорогу, он буквально хватается за голову: кругом «лежачие полицейские» и ограничения скорости, порой требующие снизить динамику до 30 км/ч, «убитый» асфальт… А буквально параллельно проходит «платник» с хорошим дорожным покрытием и без особых ограничений. Учитывая то, что современный "Автодор" - предприятие государственное, такое положение дел вызывает у водителей массу вопросов!