О необходимости ремонта двигателя свидетельствует прежде всего повышенный расход масла и густой дым из выхлопной трубы. И если ощущается снижение мощности силового агрегата, затрудненный запуск «на холодную – это тоже показатели наличия проблем. Наконец, к этому списку добавляются любые посторонние шумы под капотом и понижения давления масла в системе.
Конечно же, однозначно ремонту подлежат заклинившие двигатели, с оборванными шатунами или разрушенными поршнями. В общем, с серьезными повреждениями. Однако бывает и так, что окончательное решение относительно того, требует ли автомобиль ремонта силового агрегата, принимается на этапе дефектовки деталей. Она проводится как визуально, так и с помощью замеров приборами, определяющими степень износа.
Основные операции
1. Демонтаж двигателя.
Несмотря на кажущуюся простоту, этот процесс требует от моториста аккуратности и продуманность действий. В ином случае может произойти обрыв проводов, повреждение датчиков или системы охлаждения в целом.
2. Разборка и мойка.
Разбирается мотор в строгой последовательности, которая определяется технологической картой. Особенно это касается снятия головки блока цилиндров и коленчатого вала, смонтированных с помощью болтов. Отклонения от рекомендованной цепочки чревато тем, что к уже имеющимся дефектам добавятся другие. Что касается моечных работ, то от их качества зависит точность последующих замеров, на основании которых принимаются важные решения на этапе дефектовки.
3. Дефектовка.
Это – очень ответственный этап при ремонте агрегата. Ведь именно он дает предварительное понятие, каким окажется бюджет, необходимый для проведения всего объема ремонтных работ. Дефектовка позволяет определить то, какие детали подлежат замене, а какие еще можно восстановить.
Наравне с поршневой группой особое место в ремонте двигателя отводится коленвалу. Ведь именно с него снимается полезная мощность, производимая мотором и передаваемая затем на трансмиссию с навесными агрегатами. Поэтому профессиональная дефектовка коленвала позволяет правильно определять причины его поломки и сберечь трудозатраты на восстановление всего двигателя..
Монтаж новых и восстановленных деталей.
определяет, насколько близки будут параметры отремонтированного двигателя к заводским показателям. В идеале совпадение должно составить 100%. Чтобы обеспечить такие высокие данные, требуется квалифицированный автомеханик и, конечно же, весь комплекс необходимого оборудования.
5. Сборка.
В ходе ее специалист должен соблюсти в соединениях множество зазоров и натягов. Затяжка деталей производится в строгой последовательности и с регламентируемым крутящим моментом, для контроля над которым используются динамометрические ключи. Следствием несоблюдения данных правил могут стать деформации и перекосы, которые снизят рабочий ресурс двигателя и приведут к выходу его из строя.
На этапе сборки также контролируются выполненные ранее работы. Например, если крышки коренных подшипников затянуты с нужным моментом, коленвал будет свободно вращаться от руки. И, напротив, чрезмерно тугое вращение детали свидетельствует о его изгибе или нарушении зазора сопряжения «шейка-вкладыш».
6. Холодная обкатка.
Во время обкатки двигателя коленвал вращается принудительно электродвигателем. Моторное масло в испытуемый агрегат заливается еще до этой процедуры. Кроме того, система охлаждения также должна быть в рабочем состоянии. Данная операция своей целью преследует первоначальную «притирку» пар трения – поршневых колец с цилиндрами, шеек коленчатого вала и вкладышей и др.
7. Установка двигателя и залив технических жидкостей.
Операции, связанные с монтажом двигателя, производятся в порядке, обратном разборке агрегата. Точно так же соблюдаются и все технические требования, ибо точность операций гарантирует пониженный износ буквально всех компонентов агрегата. Когда установка мотора закончена, в него заливают качественные технические жидкости.