Уголовное наказание за первый случай «пьяного вождения» приведёт к увеличению взяток на дорогах, но кардинально проблемы не решит. Тем более, на такие ужесточения нельзя идти при наличии не слишком совершенных систем тестирования на алкоголь и наркотики. Такое мнение Общественной службе новостей высказал автоюрист Сергей Радько.
В правительстве РФ готовятся ужесточить наказание за «пьяное вождение». Согласно данным, полученным изданием «КоммерсантЪ», вице-премьер Марат Хуснулин внёс предложение привлекать к уголовной ответственности даже за первый случай, когда водителя ловят пьяным за рулём. А после повторного случая лишать пожизненно не только водительских прав, но и прав на управление любыми другими транспортными средствами и даже права владеть оружием.
«Мы уже не первый раз переписываем законы. И у нас уже даже есть некоторая тенденция к снижению пьяных за рулём», – сказал Радько.
Эксперт обратил внимание, что в этот раз предложение поступило с неожиданной стороны:
Но интересно: а почему этим вдруг озаботился Хуснуллин, который всю жизнь занимался строительством. Получается, что у нас этими проблемами занимаются не те люди, которые имеют к ним прямое отношение. Почему это предложение возникло не от ГИБДД, не от прокуратуры и не от Минздрава. Уже родилась поговорка: в любой непонятной политической ситуации давайте поговорим об усилении наказания за пьянство.
Суть предложения наш собеседник раскритиковал:
«Что касается предложения сразу назначать уголовное наказание, то я против. Во многих странах за первое нарушение есть более лояльные наказания, а не только тюрьма».
Юрист добавил, что для того подхода отсутствует технические возможности корректного контроля:
«У нас сегодня система диагностики опьянения несовершенна: и нет решения, как поступать с определением наркотиков: есть некоторые лекарства, которые дают положительный результат при взятии пробы на наркотики. Получается, что тот, кто принял некоторые болеутоляющие или жаропонижающие препараты, может автоматом считаться алкоголиком. А по новым законам он станет и уголовником. Это, конечно, не допустимо».
Подобное ужесточение приведёт к колоссальному росту коррупции, считает Радько:
«Это существенно повысит размер взяток на дороге, потому что сотрудники полиции уже наловчились разводить на это водителей. А если даже за первый случай пьяного вождения будет уголовная ответственность, то, понятно, что суммы взяток возрастут в десятки раз».
Как объяснил наш собеседник, единственным надёжным методом решить проблему «пьяного воздения» – изменение подхода к проблеме у самих граждан:
«Только воспитывать людей в духе неприятия алкоголя. Но сделать это крайне сложно, гораздо проще в очередной раз переписать закон. То есть государство тут идёт по самому простому пути: «Давайте мы сейчас сроки увеличим и всё решится». Ничего не решится. Пока есть автомобили, пока есть алкоголь и есть люди, которые его употребляют, рано или поздно эти три фактора соединятся».
Некоторые общественные организации предлагали приравнивать «пьяные ДТП», в которых погибли люди в умышленным преступлениям. Такую инициативу эксперт тоже раскритиковал:
«Абсурд полнейший. Любое ДТП – это преступление по неосторожности. В противном случае, если доказано, что человек умышленно кого-то задавил, что ничто не мешает его наказывать по 105-й*. Сам факт того, что человек сел за руль пьяным, не означает, что он хотел кого-то убить. Он же не заводил машину со словами: “Эх, сейчас разгонюсь и кого-нибудь перееду”».
(примр. ред. *статья 105 УК РФ «Убийство». Наказание до 15 лет лишения свободы или до 20 лет, если совершено с отягчающими обстоятельствами)
«Если так подходить, то у нас любого мужчину можно судить как насильника» – добавил Радько в завершение.
Напомним, несколькими днями ранее президент России Владимир Путин сравнил количество жертв в ДТП с военными потерями. Как тогда рассказал в интервью Общественной службе новостей Радько, решать эту проблему надо начиная со строительства хороших дорог.