Найти в Дзене
Петербург и не только

Как озеро в Гатчине стало родиной Российского подводного флота?

Когда впервые появилась идея о строительстве подводного судна сказать затруднительно. Попытки создания подводных лодок предпринимались в разных странах в XVII-XVIII веках, но успехи в этом направлении были достаточно скромны. В XIX веке идея создания подводного аппарата не была забыта, а реализовалась, в том числе и в России.

Наш герой, Степан Карлович Джевецкий родился в 1843 году в Подольской губернии Российской империи, в богатой польской, дворянской семье. Детство и юность он провёл в Париже, где и получил образование. Имея достаточно средств к существованию, Степан Карлович свою дальнейшую жизнь смог посвятить изобретательству. Свои творения он представил на Всемирной выставке в Вене 1873 года. Это мероприятие посетил, в том числе, великий князь Константин Николаевич, наместник императора Всероссийского в Царстве Польском. Он был настолько впечатлён творениями Джевецкого, что пригласил его стать совещательным членом Морского технического комитета. Это стало важной вехой на пути молодого изобретателя.

В Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов Джевецкий принял участие в морском сражении русского парохода «Веста» с турецким броненосным корветом «Фехти-Булленд». Возможно, это событие и подтолкнуло его к разработке аппарата способного потопить вражеский корабль из-под воды.

В 1878 году на заводе Бланшарда в Одессе была построена первая подводная лодка Джевецкого получившая название «Подаскаф».

По современным меркам она была небольшого размера, её длина составляла 4,5 метра, ширина 2 метра и высота 1,5 метра. Экипаж состоял из одного человека, мускульная сила которого и приводила её в движение с помощью гребного винта и педалей.

Подводная лодка прошла испытание, изобретателю удалось подойти на ней к учебной цели, закрепить мину и, отойдя, подорвать ее дистанционно, с помощью электропровода. Несмотря на то, что командир черноморского флота Н. А. Аркас ходатайствовал о принятии её на вооружение для защиты портов, аппарат не пошёл в серию из-за низкой скорости, малой продолжительности нахождения под водой и короткого запаса хода.

Но изобретатель не сдавался, он начал строить новую подлодку. В условиях строжайшей секретности, чертежи трех металлических листов лодки были выполнены в разном масштабе, системе мер и отправлены для изготовления на разные заводы. Но заказы были перенаправлены на Невский завод в Санкт-Петербурге, где в 1879 году и была построена лодка. Учтя, что недостатки предыдущей модели были связаны с двигателем (один человек крутящий педали), экипаж новой лодки составил 4 человека, из-за чего она увеличилась в размерах. Новая подводная лодка получала название «Подводный минный аппарат». Джевецкому улыбнулась удача, за испытанием его секретной подлодки выразил желание наблюдать цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, чем изобретатель и воспользовался.

Испытание проходило на Серебряном озере известном своей прозрачностью, в парке императорской резиденции в городе Гатчина. Будущий монарх с супругой катались на лодке, в то время как испытываемый подводный аппарат, перемещался по озеру, проходя, в том числе, и под лодкой наследника престола. На глазах собравшихся, испытателям удалось подорвать миной учебную цель – небольшой плот. Выйдя из подлодки, С. К. Джевецкий вручил будущей императрице заранее заготовленный букет орхидей, чем окончательно покорил высокопоставленных наблюдателей. Цесаревич высоко оценил «Подводный минный аппарат», что и предопределило заказ серии из 50 лодок.

В опытный образец был внесён ряд конструктивных изменений, так появилась третья модель подводной лодки. Теперь её экипаж составил три человека, длина по разным источникам 5,8-5,97 метров, ширина 1,3 метра, высота 1,65-1,8 метра, водоизмещение составляло порядка 5,8 тонн. Третья модель Джевецкого стала первой серийной подводной лодкой. Половина субмарин строилась в России, но часть заказа была выполнена в Париже. Кстати, именно там происходила совместная работа С.К. Джевецкого и К. Губэ, которая вдохновила француза на создание собственной модели подлодки. Интересный факт: испытания одной из субмарин проводились под командованием Ипполита Ильича Чайковского, брата великого композитора.

Подводные лодки было решено использовать для обороны портов, таким образом, они были распределены на Черное и Балтийское моря. Но служба большинства субмарин оказалась не долгой. Морское ведомство посчитало их мало применимыми. Часть из них была пущена на металлолом, некоторые были использованы как бакены. Отдельные лодки использовали для подводных работ, но не по изначальному предназначению. Корпус одной из субмарин использовал С. А. Янович для создания своего аппарата, получившего название «Кета». Этот аппарат успел принять участие в Русско-Японской войне 1904-1905 годов, а 1908 году был списан и разобран.

С.К. Джевецкий продолжал совершенствовать своё детище на основе своей подлодки третий модели, он в 1885 году создал лодку, оснащённую электрическим двигателем, работающим от аккумулятора. Сейчас её можно увидеть в военно-морском музее Санкт-Петербурга. В дальнейшем С.К. Джевецкий разрабатывал и другие субмарины больших размеров.

Недалеко от места проведения испытания второй модели подлодки Джевецкого, в Гатчине, в 2006 году был установлен памятник.

Про попытку создания подводной лодки во времена Петра I вы можете прочесть моей статье: Подводная лодка Петра Великого. Изобретение, опередившее время.

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

#история #санкт-петербург #гатчина #подводная лодка #интересные факты #интересные места #флот россии #памятник #история россии #подводный флот