ОЛЬГА: Дима, вот такой вопрос у меня. Мальчик Платон, 6 лет. Когда ему было 4 года, мы попытались ходить на кружки – футбол, развивашки, каратэ. Каждый раз это были слезы – мама, я хочу к тебе, немножко посидели вместе, ушли. Ну, как бы, что делать, не получилось, всякое бывает. Решили год пропустить. То есть мы предлагали периодически, ну, не хочет и не шли.
Сейчас ему 6 лет, и я подумала, что у него все равно есть страх ко всему новому, на новую площадку, с новыми ребятами знакомиться и так далее. И вот нам идти в школу в следующем году, я подумала, что нам, может быть, стоит сходить в школу на подготовительные курсы чисто для того, чтобы он просто познакомился со школой.
Д.ЗИЦЕР: Точно. Извините, пожалуйста, в детский сад он не ходит?
ОЛЬГА: Ходит в детский сад с двух лет.
Д.ЗИЦЕР: И там все хорошо?
ОЛЬГА: Там все хорошо, да. Там свой коллектив. И вчера буквально мы пошли на первое занятие в эту школу, и дальше коридора мы не прошли, потому что были прямо слезы, я бы сказала даже истерика – я не пойду, мне страшно. Вопрос заключается в том, что как мне сказать ребенку, показать ему, что в новом месте безопасно, там все хорошо, там новое, там интересно, ну, там тебя не обидят, я не знаю, вот как-то так?
Д.ЗИЦЕР: Ну, подождите, я думаю, что мы найдем ответ. А скажите мне, пожалуйста, вот за последние полгода, куда вы с ним ходили не для него, а для вас, вместе?
ОЛЬГА: Не ходили никуда.
Д.ЗИЦЕР: Хороший ответ, ура. Вот и все. Слушайте, самый простой способ, знаете, как Шерлок Холмс нас учит, всегда предполагайте самое простое для начала. Ну, для начала, мне кажется, вам надо с ним больше ходить – музей, театр, не знаю, выставка, аттракцион, ну, что-нибудь новое. Включать в его жизнь новое в ситуации абсолютно безопасной.
Вот, когда мама Оля говорит – слушай, я слышала тут в Москве, в одном музее есть такая программа, я так хочу туда пойти. Я, не ты, я не хочу, чтобы ты пошел, и пошли вместе. Таких программ полно сейчас, прямо полно. Пошли туда, пошли сюда, обсудили, не обсудили.
Смотрите, Оль, сейчас вот очень-очень важный момент. Не обсудили это, знаете, под каким углом – ну, ты же заметил, что было не страшно, правда же, было хорошо. Нет, нет. Обсудили – слушай, а я такое заметила, а ты такое заметил, да ладно, а я не заметила, вот это да. Вот так. Вот, собственно, и все. Дима, это поможет? Да.
ОЛЬГА: Правильно я поняла, а когда мы с ним ходили, например, в зоопарк, то есть я ходила (неразборчиво), это не подходит. Я должна ходить туда, где мне интересно.
Д.ЗИЦЕР: Ну, да, ну, понимаете, чтобы не было дидактического такого момента – я сейчас его образовываю. Реально нет, ну, не тащите его куда-нибудь на фильм 18+, где интересно вам и не интересно ему.
ОЛЬГА: Да, да.
Д.ЗИЦЕР: Но я имею в виду новое для него пространство, новые для него пространства, в которых вам тоже прикольно, но будет вам, что сказать, и которые безопасны, которые не требуют вашего расставания.
И, между прочим, кстати, я сейчас думаю про всякие программы в музеях, а, может быть, там, знаете, бывает такое в музеях, что когда вы идете, а там какая-то детская программа, и где-то дети отдельно собрались, там что-то такое рисуют и так далее. А, может, он и скажет вам – мам, я пойду, в какой-то момент. Или вы ему предложите просто и где-то рядом посидите.
Ну, просто надо вернуть это. Он испугался в какой-то момент, я не знаю, в какой, да и не важно. Ну, может, не знаю, вот два года назад, вы говорите, вы в первый раз куда-то пошли, может, там что-то такое и произошло где-то, в каком-то из этих кружков. Ну, да бог с ним, ничего страшного, все наладится. Так что просто мы с вами возвращаем вот этот интерес. Так интересно в новом пространстве, а как я это учу? Учу вместе с мамой, как и все остальное или почти все остальное.
ОЛЬГА: И в школу, мы в школу как бы больше пока не идем.
Д.ЗИЦЕР: Да не идите пока, не идите, устройте себе интересную жизнь некоторое время, не знаю, месячишко. Это довольно быстро происходит в этом возрасте. Просто в этом не должно быть момент, вот когда, знаете, детей жестокие взрослые иногда так учат плавать. Вот мы его бросим, он как-нибудь выплывет. В этом не должно быть такого момента, что вот сейчас мы соберемся, ты же крепкий мальчик у меня, вдохнул и пошел, значит, в школу и все будет хорошо.
Спокойно, давайте сначала наработаем снова этот навык радоваться, удивляться, привыкать к новому пространству, а потом и школа тоже подтянется. И, действительно, вы пойдете и посидите, и пойдете, пока он на уроке каком-нибудь, мороженое ему купите и так далее, и договоритесь с ним, естественно, про это.
ОЛЬГА: Хорошо, а вот с новыми ребятками он точно так же боится знакомиться.
Д.ЗИЦЕР: Подождите, мы начинаем с того же – все будет. Он с новыми ребятами боится знакомиться, но я же вас спросил неслучайно про детский сад, вы говорите в детском саду все нормально.
Теперь смотрите, давайте мы совершим, давайте мы закончим первый курс. Какой будет второй курс, ну, на втором курсе, может, мы пойдем куда-нибудь. Есть, между прочим, в Москве, я точно знаю, и в Питере есть всякие такие, ну, как, не секции, не кружки, а как это назвать, ну, какие-то мастер-классы, где дети тоже, куда дети приходят вместе с родителями, и там есть взаимодействие. Мы вместе клеим, вместе то, вместе се.
Он испугался, еще раз, он испугался в какой-то момент, потому что, может быть, его оторвали от мамы, может быть, не знаю, а, может, нет. Это вообще неважно сейчас, потому что это уже было и уже прошло. Вот и все.
ОЛЬГА: Все понятно, Дима, как всегда. Спасибо вам большое.
Д.ЗИЦЕР: Ура. Действуйте. Если через два месяца будет повод волноваться, ну, конечно, возвращайтесь, господи, дальше поговорим.
ОЛЬГА: Хорошо.
Д.ЗИЦЕР: Удачи вам, всего доброго. До свидания.