64 года назад, 12 октября 1957 года, вышло кино, которое прочно вошло в число лучших фильмов в истории советского кинематографа. Эта пронзительная и душещипательная мелодрама Михаила Калатозова о войне и хитросплетениях человеческом судеб стала символом 1950-х, получила «Золотую пальмовую ветвь» и поразила публику Каннского фестиваля фильма до такой степени, что оператора Сергея Урусевского и актрису Татьяну Самойлову хотели забрать в Голливуд. А еще она вызвала негодование первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, который в сердцах назвал героиню Веронику гулящей женщиной на букву «Ш». Конечно же, речь о культовой киноленте «Летят журавли», снятой по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
Чтобы рассказать историю молодой влюбленной пары, в жизнь которой вмешиваются ужасы войны, главным действующим лицам пришлось многое пережить. Так, артистка Самойлова в самый разгар съемок заболела туберкулезом, из-за чего ей пришлось работать до обморочного состояния. При этом девушка по четыре раза за день отправлялись к медикам на уколы и после этого снова возвращалась на площадку. В итоге она была вознаграждена похвалой самого Пабло Пикассо. Перед показом «Летят журавли» в Каннах он подошел к актрисе и с улыбкой заметил: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой». После просмотра кинокартины художник и вовсе назвал ее гениальной.
А вот харизматичный и мужественный Баталов уже был готов распрощаться с блестящей карьерой, ведь во время съемок он угодил в больницу с серьезной травмой. Об этом вы можете узнать из книги постановщика «Те, с которыми я… Алексей Баталов», посвященной баталовским героям, которых полюбили за открытость, теплоту и доброту. Опасность же на съемках «Летят журавли» таилась в сцене драки Бориса с солдатом, оскорбившим девушку шуткой — Баталов должен был одним ударом сбить его с ног. Но противник потянул Алексея за собой, и тот свалился лицом прямо на обрубки кустарника. Актер запаниковал, испугавшись, что теперь без шрамов не обойтись, но врачи сделали свою работу первоклассно и без каких-либо следов.
Для миллионов зрителей Алексей Баталов навсегда остался шофером Сашей Румянцевым из «Дела Румянцева», Георгием Ивановичем («можно просто Гоша») из «Москва слезам не верит» и, конечно, фронтовиком Борисом из «Летят журавли». О том, как на него свалилась свала вместе с симпатией самого Федерико Феллини выходец из театральной семьи рассказал в мемуарах «Судьба и ремесло». В этой книге Баталов не только без утайки говорит о своей работе-отдушине на радио, секретах актерского ремесла, но и делится воспоминаниями об артистах и режиссерах, с которыми его свела судьба: Иосифе Хейфиц, Иннокентии Смоктуновском, Ролане Быкове и Вере Марецкой.
Стоит отметить, что вместе с фильмом «Летят журавли» были еще две картины, которые изменили представление киношников и зрителей о войне на экране. Героический эпос с элементами драмы сменили личные трагедии простых людей. Так, в «Балладе о солдате» перед вами будут всего лишь шесть суток солдата Алеши, которые вмещают десять встреч, улыбку, слезы, надежду и боль. Это кино, завоевавшее более ста призов на кинофестивалях, снято по повести бойца и советского классика Валентина Ежова. А «Иваново детство», дебютная полнометражная картина Тарковского, и вовсе делает акцент на теме детства из-за того, что оно, по мнению режиссера, больше всего контрастировало с войной и могло показать ее противоестественность. Кстати, основой для фильма послужила повесть Владимира Богомолова «Иван».
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!