Привет, друзья!
В 1928-1931 годах путешественник Глеб Травин совершил беспримерное по сложности путешествие.
Он объехал на велосипеде вокруг СССР. Вдоль всех его границ. В том числе прошел всю русскую Арктику.
Для него не стали преградой, ни огромные расстояния, ни бездорожье, ни погодные явления, ни дикие звери. Всего на своем двухколесном друге он преодолел порядка 30 тысяч километров.
При этом у него не было с собой ни денег, ни продуктов (кроме неприкосновенного запаса), ни сменной одежды.
На все время путешествия он установил одно правило: двигаться на велосипеде каждый день и в любую погоду.
От своего «закона» Травин не отступил ни разу, кроме тех случаев, когда нужно было переправиться через водную преграду.
Питался экстремал 2 раза в сутки: в 6 утра и 6 вечера. Спал он обычно на земле, подложив под голову куртку. На севере – закапывался в сугроб.
Из Владивостока Травин стартовал осенью 1928 года. Первым его приключением был тигр, которого он встретил в Уссурийской тайге.
Хищник долго преследовал его, прячась за кустами и рыча, но так и не напал, испугавшись странного вида человека на велосипеде.
Байкал Травин переехал по льду, заметив, что так двигаться удобнее и быстрее, чем в обход по берегу.
В Средней Азии журналист, которому поручили составить очерк необычном путешественнике, не нашел в своем языке аналога слова «велосипед» и заменил его определением «шайтан-арба».
Так Травин оказался «погонщиком шайтан-арбы».
В Москве ему удалось сменить покрышки на велосипеде, которые стерлись за время дороги с востока на запад. Но самая сложная часть пути Травина еще была впереди.
Главные трудности он встретил, когда возвращался на обратно на восток, следуя вдоль северного побережья СССР.
Пересекая Печерское море Травин решил двигаться вдали от берега, чтобы не вязнуть в рыхлом прибрежном снегу. Ночевал в сугробах, наметенных вокруг торосов.
В одну из ночевок из-под льдины, на которой он спал, выступила вода, пропитала снег его «постели» и замерзла. Экстремал проснулся в ледяном «склепе».
С большим трудом он освободился, срезав большую часть заледеневшей меховой одежды и обуви. И в таком виде проделал оставшийся путь до ближайшей встречи с людьми.
Это были ненцы. В их чуме Травин самостоятельно ампутировал себе большие пальцы обеих ног, обмороженные после происшествия.
Следующий чрезвычайный случай произошел с ним на льду Карского моря вблизи устья реки Пясины.
Здесь он провалился в воду и смог выбраться на кромку льда только потому, что заранее был обвязан веревкой, которая другим концом была прикреплена к оставшемуся на льду велосипеду.
Опасаясь идти дальше пешком, дальнейший путь до берега Травин проделал в мокрой одежде «вплавь по льду». А выбравшись на берег, скинул с себя одежду, чтобы сушилась, и забрался в снег – растираться, чтобы согреться.
«Отдохнув немного, я сбросил с себя одежду, чтобы выморозить, а сам закопался в снег, продолжая растирать оконечности тела», – так Травин впоследствии описывал свое приключение журналисту Итину.
Скоро весть о странном путешественнике разнеслась по всей Арктике. Жители крайнего севера тоже впервые увидели велосипед и прозвали Травина «человеком на железном олене».
Однажды, невдалеке от реки Оленек, изнуренный борьбой с пургой, Травин упал, потеряв сознание. Сверху метель намела на него сугроб. А проснулся он от горячего дыхания.
Оказалось, что это белый медведь учуял его под снегом, раскопал, добычу и хотел уже было полакомиться. Травин открыл глаза, и так испугал зверя, что тот убежал.
Больше всего эпопея русского экстремала похожа на приключения Мюнхгаузена. Но в отличие от последней реальная история Травина подтверждается многочисленными свидетелями, которые видели его во время беспрецедентного путешествия.
В конце концов, Травин благополучно добрался до мыса Дежнева – северо-восточной оконечности Евразии. На Арктический участок своего путешествия он потратил полтора года – то есть две зимы и одно лето.
На мысе Дежнева экстремал поставил памятный знак в честь окончания пути и закопал под ним свои "в ноль" стершиеся велосипедные шины.
После возвращения из странствий Травин долгое время прожил в Петропавловске-Камчатском, где тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов, и продолжал заниматься велосипедным спортом.
Впоследствии он не оставлял желание совершить кругосветное путешествие на велосипеде и принять участие во всемирных спортивных играх. Но это ему, к сожалению, не удалось.
В годы войны Травин работал преподавателем военного дела. Умер на своей Родине в Пскове в 1979 году.
Сейчас в Псковском музее-заповеднике хранится велосипед, на котором Травин совершил свое путешествие вокруг СССР и паспорт-регистратор, где он аккуратно проставлял отметки во всех населенных пунктах, в которых оказался за время пути.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье. Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.