Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Как погибла 6-я рота десантников, но не в Чечне…

Наш рассказ – о гибели 6-й роты. Но не псковских десантников - не той 6-й роты, о которой все знают. А о 6-й парашютно-десантной роте 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-я гвардейской десантно-штурмовой дивизии... В историческом формуляре Второй чеченской войны первый из упомянутых боевых эпизодов назван - «Бой у высоты 776». Двое суток (29 февраля — 1 марта 2000 года) 6-я рота 2 батальона (и часть 4-й роты) 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской дивизии ВДВ — всего 90 человек под командованием подполковника М.Н. Евтюхина — героически сражались в горах под Улус-Кертом с многократно превосходящими силами противника (боевиков, по разным данным, насчитывалось от 2 до 2,5 тысяч человек). Погибли 71 солдат и 13 офицеров российской армии. 23 июня 1969 года в «столкновении над Юхновом» потери были больше - погибло 120 человек, в том числе 91 чел. – бойцы и командиры 6-й парашютно-десантной роты 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейск

Наш рассказ – о гибели 6-й роты. Но не псковских десантников - не той 6-й роты, о которой все знают. А о 6-й парашютно-десантной роте 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-я гвардейской десантно-штурмовой дивизии...

В историческом формуляре Второй чеченской войны первый из упомянутых боевых эпизодов назван - «Бой у высоты 776». Двое суток (29 февраля — 1 марта 2000 года) 6-я рота 2 батальона (и часть 4-й роты) 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской дивизии ВДВ — всего 90 человек под командованием подполковника М.Н. Евтюхина — героически сражались в горах под Улус-Кертом с многократно превосходящими силами противника (боевиков, по разным данным, насчитывалось от 2 до 2,5 тысяч человек).

Погибли 71 солдат и 13 офицеров российской армии.

Памятник погибшим десантникам 6-й роты. Псков.
Памятник погибшим десантникам 6-й роты. Псков.

23 июня 1969 года в «столкновении над Юхновом» потери были больше - погибло 120 человек, в том числе 91 чел. – бойцы и командиры 6-й парашютно-десантной роты 108-го гвардейского парашютно-десантного полка 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии. Это была элитная боевая рота, которую направили на показательные выступления с применением новых БМД-1 из Каунаса в Рязань.

Катастрофа произошла в небе над Юхновским районом Калужской области. Военно-транспортный самолет Ан-12БП, перевозивший десантников, столкнулся с гражданским Ил-14М Симферопольского объединённого авиаотряда, выполнявшим рейс Аэрофлота по маршруту Москва-Чернигов-Симферополь.

Погибли все: 96 чел. в Ан-12 (91 десантник и 5 членов экипажа) и 24 человека на борту Ил-14 (19 пассажиров и 5 членов экипажа).

-3

Установлено, что столкновение произошло на высоте 2910—2960 метров; самолёты вначале столкнулись правыми плоскостями. Затем носовая часть Ан-12 столкнулась с правым горизонтальным стабилизатором Ил-14. Произошло отделение правого крыла Ан-12 вместе с двигателями. Ил-14 потерял консоль правого крыла и верхнюю часть фюзеляжа. Неуправляемые самолеты ушли в пике и упали в 3 800 м друг от друга: Ил-14 – на окраине деревни Троица, Ан-12 – на окраине деревни Выползово.

Основной вопрос, который стоял перед командованием, созданной для выяснения всех обстоятельств катастрофы государственной комиссией и следственными органами: кто виноват?

Военный транспортник должен был следовать на высоте 3000 метров. Эшелон пассажирского самолета - 2700 метров. За 12 мин. до трагедии командир Ил-14 запросил диспетчерскую службу в связи с кучевыми облаками и турбулентностью разрешение подняться до эшелона 3300 метров. Однако, диспетчер отказал им в этом, предложив сохранить высоту эшелона и обходить облачность либо снижаться до 2100. Экипаж Ил-14 принял 1-й вариант, и стал обходить облачность с выходом на трассу южнее Юхнова. В том районе и произошло столкновение самолетов Ил-14 и Ан-12 - на встречно-пересекающихся курсах в 28 км юго-восточнее Юхнова.

Поскольку, согласно заключению специалистов, самолеты столкнулись на высоте 2910—2960 метров (что превышало высоту заданного эшелона 2 700 м. для самолета Ил-14 и было ниже заданного эшелона 3000 м. для самолета Ан-12), комиссия сделала вывод, что нарушения допустили оба экипажа.

Вывод был сформулирован так: Причиной столкновения явилось невыдерживание экипажами самолетов Ан-12 ВВС и Ил-14 МГА установленных эшелонов полета при обходе мощно-кучевой облачности в усложненных метеоусловиях в зоне пересечения воздушных трасс. Невыдерживание самолетом Ил-14 заданной высоты эшелона могло явиться результатом неточного выдерживания экипажем высоты по прибору в турбулентной атмосфере в сочетании с погрешностями высотомеров в пределах их технических характеристик.

Приводились в акте и другие причины и условия, способствовавшие катастрофе: непрофессионализм экипажа Ан-12, не принявшего в расчёт погрешности высотомеров, недостаточно четкая работа наземных служб и др.

Памятник на месте катастрофы самолёта Ил-14
Памятник на месте катастрофы самолёта Ил-14

Через год после катастрофы на месте падения Ан-12, на деньги, собранные десантниками, был установлен памятник - комплекс из стелы и стены длиной 8 метров. На стене надпись: Вечная память героям-десантникам и лётчикам. Рядом с памятником площадка с 96 мраморными плитами с именами погибших членов экипажа и десантников 6-й роты.

-5