Найти тему
Елена Панина – РУССТРАТ

Польша становится «могильщиком» Евросоюза

МОСКВА, 12 октября 2021, Институт РУССТРАТ. Решение Конституционного суда Польши о том, что польская Конституция обладает приоритетом над законодательством Европейского союза, вызвало политический шторм в ЕС. Как отмечают эксперты, «на карту поставлены сами основы Евросоюза», а «атака Польши на ЕС беспрецедентна в истории европейской интеграции» и «есть риск, что она найдет своих подражателей». От Европейской комиссии требуют отреагировать на демарши Варшавы «со всей строгостью». Но что может сделать Брюссель в этой ситуации?

Когда только ЕС создавался, в него не был заложен пункт об исключении той или иной страны-нарушителя из содружества. Статья 50 Договора о Европейском союзе, единственная на эту тему, гласит: «Любое государство-член в соответствии со своими конституционными правилами может принять решение о выходе из состава Союза. Государство-член, которое принимает решение о выходе, уведомляет о своем намерении Европейский совет». И далее вступают в силы определенные процедуры.

Однако польская правящая партия «Право и Справедливость» (PiS), с подачи которой конституционные судьи полным составом приняли свое решение, публично заявляет, что вовсе не хочет вывести Польшу из ЕС, а намерена лишь изменить его, вернуть к «истокам» – союзу независимых суверенных государств, которых объединяет экономика. Это создает сложности для Еврокомиссии, поскольку набор мер воздействия на Варшаву у нее ограничен.

Правда, один из ведущих европейских правоведов, профессор Лейденского университета Кристоф Хиллион дает интересную трактовку статьи 50. По его мнению, «если государство не желает соблюдать европейские договоры, особенно в контексте требований к членству в ЕС, то оно де-юре и де-факто покидает Евросоюз». Нарушение критериев ЕС, пишет Хиллион, подразумевая Варшаву, и является формой уведомления страны-члена о предстоящем выходе, которое Европейский совет обязан принять к сведению и запустить процесс.

Но это суждение неоднозначно, некоторые политические силы и государства в Европе вряд ли с ним согласятся. Поэтому Брюсселю остается только одно: начать финансово «душить» Варшаву в надежде на то, что польские избиратели на очередных или внеочередных выборах отдадут свои голоса «проевропейским силам» в Польше, которые представлены в первую очередь партией «Гражданская платформа» (РО) во главе с бывшим премьер-министром Дональдом Туском. Только РО нужно создать «соответствующие условия».

Как пишет польский портал Onet, рабочим вариантом является замораживание перечисления Варшаве средств из европейских фондов – Фонда реконструкции экономии, семилетнего бюджета ЕС, фонда сельскохозяйственных субсидий. В общей сложности это будет стоить Польше около 2,5% от национального ВВП.

Суммы солидные, однако не смертельные. Варшава накопила солидный финансовый жирок. «Право и Справедливость» может позволить себе несколько лет отсиживаться в осаде, дожидаясь выборов в Европарламент в 2024 году и формирования нового состава Еврокомиссии. Помимо того, польская оппозиция раздроблена и не способна выступить единым фронтом против правящей партии.

Все это ярко демонстрирует бессилие Брюсселя и европейских интеграторов. Ведь польское «восстание» срывает планы ЕС по обретению геополитической субъектности, о которых на днях говорил глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель. Как справедливо замечает сенатор Алексей Пушков, «не вполне понятно, как при таких трещинах между союзниками по ЕС Брюссель намерен превратить Евросоюз в геополитического игрока с общей внешней политикой: с Британией явно не вышло, новый диссидент – Польша, у которой есть страховка в лице США».

«Ядерный вариант» предлагает французская газета Les Echos. Издание призывает задуматься о двух фундаментальных вопросах – степени интеграции ЕС и его «географическом охвате». Слишком быстрое расширение Евросоюза видится тем, что привело ЕС к нынешней «печальной ситуации». А все потому, что кое-кому сильно хотелось вывести страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) из-под «влияния России».

«Столкнувшись сегодня с новыми вызовами, которые нас ждут впереди – уходом США из Европы и даже конкуренцией американцев с ЕС, появлением на континенте Китая, миграционными потоками, глобальным потеплением и другими – Европа должна говорить единым сильным голосом и не подвергаться риску «удара в спину» от одного из ее членов», – подчеркивает газета. Поэтому ЕС обязан «переориентироваться на историческую свою часть, 12-15 государств, к которым смогут добавиться страны ЦВЕ, искренне заинтересованные в глубокой интеграции».

Очевидно, что Варшаву среди последних не видят. Будет ли в итоге применен «ядерный вариант» переучреждения Евросоюза, пока сказать трудно. Но точно одно: в 1918 году гибель Австро-Венгерской, Германской и Российской империи привела к восстановлению независимости Польши, а сейчас сама Польша становится «могильщиком» современного имперского проекта, Европейского союза.

Институт РУССТРАТ