Найти в Дзене

Неуслышанный голос

Расхожая поговорка гласит, что природа не слишком щедра к детям гениев, но иногда, главное, что мешает детям преуспеть - это слишком громкая слава отцов, которая заставляет достоинства детей меркнуть не от того, что их нет, а от того, что солнце родительской славы слепит слишком сильно. Одним из таких "лучиков", практически не замеченных эпохой своих современников, была Анна Альма-Тадема. Дочь знаменитого и даже знакового для своей эпохи художника была не менее талантливым рисовальщиком и куда более глубоким психологом, чем ее отец. Но ее художественный голос не был услышан и оценен современниками по достоинству. Впрочем, обо всем по порядку. Лоренс Альма-Тандема - британский художник нидерландского происхождения был одним из самых известных, плодотворных (художественное наследие Альма-Тадемы насчитывает более 400 картин) и хорошо оплачиваемых художников в викторианской Англии. Он родился 8 января 1836 года в небольшой деревне Дронрейп, на севере Нидерландов, учился в Бельгии, а в 1870

Расхожая поговорка гласит, что природа не слишком щедра к детям гениев, но иногда, главное, что мешает детям преуспеть - это слишком громкая слава отцов, которая заставляет достоинства детей меркнуть не от того, что их нет, а от того, что солнце родительской славы слепит слишком сильно.

Женщина на кушетке. Анна Альма-Тадема. 1902 г.
Женщина на кушетке. Анна Альма-Тадема. 1902 г.

Одним из таких "лучиков", практически не замеченных эпохой своих современников, была Анна Альма-Тадема. Дочь знаменитого и даже знакового для своей эпохи художника была не менее талантливым рисовальщиком и куда более глубоким психологом, чем ее отец. Но ее художественный голос не был услышан и оценен современниками по достоинству. Впрочем, обо всем по порядку.

Лоренс Альма-Тандема - британский художник нидерландского происхождения был одним из самых известных, плодотворных (художественное наследие Альма-Тадемы насчитывает более 400 картин) и хорошо оплачиваемых художников в викторианской Англии. Он родился 8 января 1836 года в небольшой деревне Дронрейп, на севере Нидерландов, учился в Бельгии, а в 1870 году переселился в Великобританию, которая стала его второй родиной и родиной его славы. Именно в Британии художником была написана большая часть его картин. В 1873 году по личному распоряжению королевы Виктории художник получил британское подданство.

Лоренс Альма-Тадема был дважды женат. Его первой женой стала проживавшая в Брюсселе француженка Мария-Паулина Грессин-Думулин де Буажирар, которая родила художнику двух дочерей: Лоуренс (1864 г.) и Анну (1867 г.). Спустя три года после рождения младшей дочери Анна-Паулина умерла, что, среди прочего, и сподвигло художника на переезда в Лондон, где он в 1871 году женился во второй раз на дочери врача и первопроходца гомеопатии Джорджа Наполеона Эппса - Лауре Эппс.

Лаура тоже увлекалась живописью, брала уроки, и впоследствии многие из ее работ экспонировались вместе с работами мужа. Но героиней этой статьи является не она, а младшая дочь художника - Анна.

Автопортрет. Анна Альма-Тадема. 1887 г.
Автопортрет. Анна Альма-Тадема. 1887 г.

Несмотря на то, что Лаура Эппс была для дочерей Альма-Тадемы всего лишь мачехой, она их искренне любила и уделяла много времени и внимания заботам об их воспитании и развитии. Девочки получили домашнее, но очень хорошее образование: они много читали, хорошо знали историю, говорили на нескольких языках и, конечно рисовали.

Анну можно увидеть на нескольких картинах Лоренса Альма Тандемы. Ее детский портрет запечатлен в бытовой зарисовке "Наш уголок"- девочке тут едва исполнилось семь лет. В 1883 году художник написал портрет своей, вступающей в пору взросления дочери, Анне на портрете девятнадцать лет. Сама Анна тоже оставила нам свой автопортрет, написанный несколькими годами позже - на нем уже не юная девушка, но взрослая женщина - у нее внимательный и пытливый взгляд, который никогда не изменял художнице.

Художественная карьера Анны началась очевидно в 80-х годах XIX столетия. Во всяком случае именно этими годами датируются ее первые интерьерные зарисовки, изображающие разные комнаты дома Тадемов в Лондоне. Уже в этих работах можно увидеть хорошо поставленную руку юной художницы и то, как умело она совмещает точность деталей с совершенно особым, глубоко личным лиризмом.

Но главными работами художницы стали отнюдь не интерьерные зарисовки, а бытовые портреты. Анна не пошла по стопам своего отца пышная античность и мраморные залы ее не интересовали. К чему загадки истории, когда в дне сегодняшнем ничуть не меньше драмы и шелк бархатных подушек хранит куда больше слез, чем залы античных дворцов. Анна Альма-Тандема писала о том что отлично знала - о женщинах своей эпохи, об их радостях и, куда чаще, тревогах.

"Закрывающаяся дверь" - одно из самых удачных и зрелых полотен художницы. На первый взгляд - это почти "песнь" викторианского благополучия. Чистая и хорошо обставленная комната: книги, удобная мебель, декор ... - все здесь говорит о комфорте и уюте. Но эти комфорт и уют резонируют с лицом девушки, изображенной на картине. Мирное благополучие обстановки словно заставляют ее личную драму звучать еще громче и ранить еще глубже. А драма есть в этом можно не сомневаться, художница сообщает нам об этом множеством деталей, зашифрованных на картине.

Этот портрет над головой героини, осеняющий ее словно нимб, - это не просто детский портрет девушки с ее матерью, скорее всего давно почившей, но и мечта герои -ее тайная греза о счастливой любви. Греза, которой не дано сбыться, поскольку дверь за возлюбленным девушки закрывается - он уходит и мы видим на полотне лишь край его ладони. Перед нами финальная сцена любовной драмы - расставание.

Как умелый режиссер художница ведет своего зрителя от большой драмы,построенной на контрасте между центральной фигурой девушки и окружающей ее атмосферой, к деталям повествования. На этой картине ничто не случайно: фиолетовые чернила на столе, говорят о скромности девушки, а книги - о том, что чувства ее глубоки, тогда как анемоны на бюро возвещают, что чувства уходящего юноши были мимолетны и сердце девушки разбито, как ее рассыпающееся ожерелье, бусины которого она прижимает к груди.

Несмотря на огромное влияние отца, Анне Альма-Тадема удалось создаст свой особый художественный стиль, куда более взвешенный и проникновенный, чем стиль самого Лоренса Альма-Тадемы. По уровню дарования девушка вполне могла бы стать "Агатой Кристи" живописи. Но этого не случилось.

После смерти Лоренса Альма-Тадемы популярность его картин на долгие годы упала. Настолько, что отцовское наследство не могло прокормить его дочерей и они были вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь. Старшая из них Лоренс пробовала свои силы в журналистике и литературе, но построить карьеру на этом поприще ей так и не удалось. Анна зарабатывала живописью до конца своих дней (1943 г.), ей заказывали салонные пейзажи и семейные портреты, но галеристы не воспринимали девушку всерьез. На нее смотрели только как на тень своего некогда знаменитого отца.

Луиза Форбс Робертсон и ее дочь Оливия. Анна Альма-Тадема.
Луиза Форбс Робертсон и ее дочь Оливия. Анна Альма-Тадема.