Найти в Дзене
Сказки в каске

Система "Ашык" в Казахстане - как пользоваться иностранцу? | Квест оказался ещё тот!

- А просто так в развлекательные центры не пускают - тут без QR-кода не обойтись! - рассказывали мне казахстанцы: - Это такой способ борьбы с коронавирусом: если высветится красный статус - в заведение не пустят.

В каждом заведении на входе установлены стенды с QR-кодами, которые необходимо отсканировать.
В каждом заведении на входе установлены стенды с QR-кодами, которые необходимо отсканировать.

Добрый день, читатели и подписчики канала "Мир Самоцветов". В любой стране - свои правила и свои законы. Один из них касается доступа в развлекательные заведения. А как же быть иностранцам в такой ситуации? Вот я и оказался в такой ситуации. Расскажу, как пришлось действовать в этой ситуации.

В один из дней решили мы с племяшками сходить в развлекательный центр. А почему бы и нет? ПЦР-тесты у нас отрицательные, да и вакцина во мне плещется, о чём сертификат имеется. Но всё оказалось не так просто. Надо было установить на смартфоны приложение "Ашык" (в переводе - "Открыто"). Ну, "Ашык", значит, лезем в "Плей Маркет", отыскиваем это приложение и скачиваем. Пока скачивается да устанавливается - читаю порядок применения. Новостные сайты все дружно заверяют: всё будет в ажЮре! И даже любой иностранец сможет пользоваться. Правда, комментарии утверждали, что не любой. И даже не иностранец...

Отыскать приложение, скачать и установить - дело нескольких минут
Отыскать приложение, скачать и установить - дело нескольких минут

Разработчики уверяют, что-де, иностранцы просто включают "Режим охраны" и могут пользоваться приложением, даже не имея Индивидуального Идентификационного Номера (присваивается каждому казахстанцу один раз в жизни). Иностранец, если он желает совершать какие-либо крупные покупки в Казахстане обязан получить такой номер в местной налоговой инспекции.

Ну, думаю, мне-то чего переживать? ИИН у меня уже имеется. На тот случай, если потребуется, а разработчики-то уверяют, что не потребуется. С тем и открываю приложение. Как оказалось, никаких режимов приложение не предлагает. А требует сразу же ввести номер телефона. Да не какого-нибудь, а казахстанского. Причём, тот должен быть персонализированным и зарегистрированным именно за пользователем. А чтобы его купить, зарегистрировать и персонализировать - придётся получать ИИН. Дело не бох весть долгое: около трёх рабочих дней. Вот только для этого нужен загранпаспорт. Он у вас есть, если въезжать в Казахстан можно по внутреннему российскому паспорту?

У меня, совершенно случайно, было всё: и загранпаспорт, и зарегистрированный номер, и даже ИИН - казалось бы, чего переживать-то? В соответствующее поле ввожу номер телефона. Приложение реагирует моментально, уверяя, что номер мне не принадлежит и предлагает ввести ИИН. Ввожу ИИН. Несколько секунд ожидания и в окошке надпись: "Негоже вам, неизвестный кто-то, получать услуги без регистрации на сайте электронного правительства" (типа "Госуслуги" в России). Причём, не просто регистрации, а регистрации с получением электронно-цифровой подписи.

Таким образом простейшая процедура доступа превращается в замудрёный квест:

1. Установите приложение, при условии, что муниципального вай-фая нет, а мобильные сети вам недоступны - потому что у вас нет местной СИМ-карты;
2. Включили роуминг? Какая прелесть! А теперь введите ИИН, который надо получить в государственном учреждении. Что? Сегодня выходной день? Тем более - вот с понедельника и придёте. А там скоро следующие выходные - на них и милости просим!
3. А загранпаспорт у вас есть? Потому что без него вы ИИН не получите. Что значит: "Об этом никто не предупреждал"? А сами вы догадаться не могли?
4. Вот вы упрямые: всё-то у вас есть. А электронно-цифровая подпись на сайте электронного правительства?

Это, считайте, контрольный выстрел вопрос. Потому что без компьютера или ноутбука получить ЭЦП крайне проблематично. В принципе, можете разворачиваться и уходить.

Без такого вот камлания с QR-кодом вас не пропустят в торгово-развлекательный центр. Впрочем, в кафе тоже. И в интернет-клуб, чтобы получить ту самую ЭЦП и  активировать программу "Ашык" не пустят тоже.
Без такого вот камлания с QR-кодом вас не пропустят в торгово-развлекательный центр. Впрочем, в кафе тоже. И в интернет-клуб, чтобы получить ту самую ЭЦП и активировать программу "Ашык" не пустят тоже.

Теоретически, как видим, приложение должно работать и с иностранными гражданами тоже. Но кто-то что-то упустил или забыл приделать. При этом сертификат о прохождении вакцинации авторитетом не является - нужен "зелёный" (или "синий") статус в этом треклятом приложении.

Словом, просто так никуда зайти не получится - имейте это ввиду, если соберётесь сходить с детьми в какие-либо развлекательные заведения. Может, идея была и хорошей, да вот исполнение оказалось ни к чёрту.

Радует тот факт, что поток людей идёт большой, и охранники успевают реагировать только на статус - зелёный маркер. По инструкции, конечно, они должны пропустить человека и без смартфона, или у которого не получается провести сканирование QR-код, предварительно записав его ИИН или паспортные данные. Но вот будут ли они это делать? И, кстати, если вас пропустили в общее здание - не факт, что сможете пройти, например, в детские центры, или фуд-зоны: там тоже свои охранники, которые проверяют ваш статус не взирая на успехи тех, других охранников. Словом, к таким походам надо готовиться сильно загодя даже до поездки в Казахстан (о том, кто может попасть в Казахстан - я писал в своей майской статье >>ТЫНЦ<< и с тех пор ситуация не изменилась). Или же пытаться провернуть обходные манёвры.

Тот самый заветный зелёный статус.
Тот самый заветный зелёный статус.

А на сегодня - это все новости. Будьте здоровы, и сильно загодя изучайте материалы о ситуации в Казахстане, чтобы не оказаться в подобной ситуации.

Можете даже поделиться записью со своими знакомыми, которые собираются в Казахстан: они будут признательны вам, и я буду признателен Вам))

До новых встреч!