Британские ученые провели исследование и выяснили, что 99,8% людей ассоциируют слово «часы» с прилагательным «швейцарский», а оставшиеся 0,2% просто не поняли вопроса. Шутим, конечно: никто такого исследования не проводил. Всем и без британских ученых очевидно, что если часы — то непременно швейцарские. Рассказываем, как все сложилось именно так и почему в этой, а не любой другой стране производят лучшие часы.
Коротко о том, как все начиналось
До того как крошечная европейская страна, знаменитая сыроделием, заняла доминирующее положение в часовой отрасли, лидерами в индустрии были немцы, голландцы и французы. Первые, собственно, и изобрели те самые механические часы, в которых впервые использовались шестеренки — до XIV века люди обходились тем, что определяли время с помощью солнца, петухов и клепсидр с водой. Примерно в 1500 году немецкий часовщик Петер Генлейн подарил миру первые миниатюрные часы, которые имели диаметр около 8 см и были достаточно дороги для того, чтобы приобрести их могли только очень богатые вельможи. В общем, часовое искусство начало приносить большие деньги, следовательно — активно развиваться.
Все изменилось в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил свои «95 тезисов» к дверям церкви Виттенбергского замка. Европа раскололась на два лагеря: протестантов и католиков. Это вызвало жестокие религиозные гонения во многих странах. Но при чем здесь швейцарское часовое дело?
Помимо высокогорных озер и отличных сыров, эта страна славилась еще и тем, что умела придерживаться нейтралитета в конфликтах, то и дело вспыхивающих в соседних странах. Спасаясь от преследований, в Швейцарию бежали немецкие, французские и голландские протестанты. Многие из них были часовщиками у себя на родине. Чтобы как-то зарабатывать себе на хлеб, они продолжили заниматься ремеслом.
Когда Реформация пришла в Швейцарию, ее возглавил Жан Кальвин. Он был ярым сторонником строгости и благочестия, особенно когда дело касалось внешнего вида. В то время Женева была известна своей мощной ювелирной промышленностью. Однако кальвинизм запрещал носить украшения. Казалось бы, ремеслу грозил неминуемый крах. Но сложные времена требуют отчаянных решений — и ювелиры решили объединиться с часовщиками, ведь часы, в отличие от драгоценностей, приветствовались — пунктуальность и исполнительность были в тренде. Сообща мастера начали создавать изысканные часы, используя драгоценные металлы, бриллианты и уникальные техники эмалирования. Слава швейцарских мастеров распространилась по всей Европе, они находились в авангарде изобретений и инноваций в часовом производстве. В 1790 году Женева произвела беспрецедентное количество часов — около 60 тыс. моделей. Этому, среди прочего, способствовала придуманная швейцарцами концепция etablissage: вместо того, чтобы строить дорогие фабрики, рабочие вручную изготавливали компоненты часов и механизмов дома, а затем доставляли их в мастерские, где часовщики собирали готовые модели. В общем, все это в итоге привело к тому, что к концу викторианской эпохи часовая промышленность европейских стран рухнула, передав Швейцарии лидерство в часовом деле.
Swiss Made как знак высочайшего качества
Со временем швейцарские часы приобрели такую популярность, что достигли неминуемого этапа — массового производства подделок. Чтобы защитить свою продукцию, швейцарские мастера приняли в 1971году свод правил. Этот закон определяет часы как «сделанные в Швейцарии» только в том случае, если они соответствуют определенному набору условий. Так, на часы можно наносить маркировку Swiss Made, если они:
- обладают швейцарским механизмом;
- этот механизм установлен в часы в Швейцарии;
- окончателная проверка изделия проводилась в Швейцарии;
- 60% затрат на изготовление модели приходятся на Швейцарию.
Эти условия определяют благородное происхождение швейцарских часов, но мало говорят о том, почему именно они пользуются головокружительной популярностью, выигрывая у всех остальных часов на рынке. На это есть три основные причины:
- Первая причина, по которой часы Swiss Made славятся своим качеством, — это стандарт их механизма. Металлические шестеренки, используемые в нем, изготавливаются вручную, и их можно обслуживать. Это означает, что часы могут использоваться всю жизнь — или даже несколько, если таковые имеются в запасе.
- Вторая причина высокой репутации швейцарских часов — в том, что при их создании используется высококачественная хирургическая сталь 316L. Этот материал обладает повышенной устойчивостью к коррозии, механическим и химическим воздействиям, гипоаллергенен, а также обладает высокими антимагнитными свойствами.
- Третья визитная карточка сделанных в Швейцарии часов — сапфировое стекло. Благодаря ему изделия невероятно устойчивы к царапинам.
Швейцарское часовое искусство сегодня
Уже несколько десятилетий подряд экономика Швейцарии, которая является одной из самых маленьких стран Западной Европы, входит в список наиболее стабильных в мире. Часовая промышленность занимает особое место в ее структуре. Швейцария является крупнейшим в мире экспортером часов и практические монополистом в люксовом сегменте, производя 30 млн часов в год. По оценкам экспертов, примерно 95% часов, стоимость которых превышает 1000 евро, сделаны в Швейцарии. Здесь насчитывается около 600 предприятий часового производства, на которых работают более 59 тыс. человек.
Обладающий 175-летней историей часовой дом Ulysse Nardin является одной из самых знаменитых швейцарских мануфактур. Именно здесь был разработан первый морской хронометр, который впоследствии стал визитной карточкой бренда. За годы работы компания получила более 4 324 сертификатов за точность своих хронометров — это 96% всех сертификатов, когда-либо выданных морским хронометрам. В 2014 году Ulysse Nardin присоединился к международной группе Kering, специализирующейся на предметах роскоши. В состав группы также входят модные дома Gucci, Balenciaga, Yves Saint Laurent, Bottega Veneta и другие.
Как видите, единой определяющей причины, почему весь мир считает Швейцарию средоточием совершенного мастерства, нет. Этот пазл сложился благодаря множеству факторов: ходу истории, расположению страны в центре Европы, изобретательности местных мастеров. Как бы там ни было, в наши дни слово «швейцарский» является не географическим определением, а общим синоним качества, к чему бы он ни был применен — банкам, сырам, часам. Особенно, конечно же, к часам.