Найти тему
Время Романовых

Три ангела-хранителя Петербурга.

В 19 веке в Петербурге родилась романтическая легенда, что город охраняют три Ангела – золотой на шпиле Петропавловского собора, серебряный на куполе церкви Екатерины Великомученицы, что на Съездовской, бывшей Кадетской линии Васильевского острова, и бронзовый на вершине Александровской колонны. Необходимо только поддерживать их первоначальное состояние. Причем все три ангела созданы совершенно разными людьми, в разное время и, если быть откровенными, уже неоднократно менялись и реставрировались. Но легенда все еще живет и порождает особое, более почтительное отношение к небесным фигурам. Откуда же взялись фигуры ангелов и что с ними сейчас - тема сегодняшней статьи.

Петропавловский собор стал самым высоким архитектурным сооружением Петербурга на момент постройки. Этот статус сохраняется за ним и до сих пор. Шпиль собора венчает фигура, которую называют «Летящим ангелом» или «Летящей девой», хотя на самом деле он, скорее всего, пола не имеет. Ангел засиял над еще недостроенным собором в 1724 году. Участливый и активный Пётр I несколько раз сам поднимался на колокольню, с удовольствием показывая иностранцам свой город с высоты.

Одна легенда даже утверждает, что Петр заставил его вертеться, совмещая декоративную и метеорологическую функции. Будто бы уже тогда ангел стал флюгером. На самом деле вращающимся его сделали намного позже, после того как он несколько раз сгибался под напором сильных ветров. И тот ангел, которого видел царь Пётр, - совсем не тот, что может лицезреть мы сегодня. Он уже четвертый по счету. Первые три, увы, не выдержали тяжести времени.

Ангел Петропавловского собора давно приобрел статус символа Петербурга. Даже тот, кто никогда не бывал в городе на Неве, по одному изображению с легкостью определяет, где находится эта достопримечательность. Помимо эстетического наслаждения ангел вызывает и особый трепет у жителей города, так как считается помощником в делах Северной Столицы. По одной легенде, поднятая к небу пустая рука Ангела ждет знак о конце света, чтобы его остановить, по другой – она сжимает незримый меч, который отражает от города нечистую силу.

-2

В 1750 году для квартировавшего на Васильевском острове Кексгольмского полка была сооружена деревянная церковь во имя святой Великомученицы Екатерины. В народе церковь называли «Оспенной», так как ее посещали больные оспой. В 1809 году деревянный храм сгорел, и на его месте в 1811–1823 годах возвели каменный по проекту архитектора Михайлова.

Мощный купол церкви доминирует над окружающей застройкой и хорошо виден с моря, а увенчивает его фигура еще одного ангела, приветствующего поднятой рукой входящие в Неву корабли. Когда-то поза несла другой смысл, ведь ангел держал в руках крест.

Ангелу этому досталось много переживаний. Во время войны в церковь попадали снаряды, а в него нещадно летели осколки. Но говорят, что именно ангел сберег храм от разрушения. А после войны из его рук вытащили крест.

Ангел с пустыми руками напоминал прохожим школьника, который, как пионер, приветствовал окружающих. В народе его так и называли: «Пионер», или «Ангел – пустые руки». Еще он известен как «Черный ангел». Говорят, что первоначально он был серебряным, но кто-то и зачем-то перекрасил его в черный цвет.

А затем ангела и вовсе сняли. По официальной версии, из страха, что он упадет вниз, так как фигура была из дерева и обита жестью. Но возмущение петербуржцев было не долгим - ангела все-таки вернули. И теперь с крестом. Однако вскоре он был забракован. Видимо, по причине не сильной похожести на «настоящего».

-3

В самом сердце Дворцовой площади стоит величественный «Александрийский столп», или «Колонна победы», сооруженный по проекту архитектора Огюста Монферрана. 30 августа 1834 года состоялось торжественное открытие. Колонна задумывалась как грандиозный памятник победителю Наполеона в Отечественной войне 1812–1814 годов Александру I.

Венчает колонну фигура ангела. Первой идеей было расположить на месте небесного хранителя фигуру самого Александра I в античных одеждах. Но передумали. На раннем проекте монумента от 1829 года колонна была увенчана православным крестом без ангела. Но и этот вариант позже доработали.

Согласно преданию, лицо ангела похоже на лицо Александра I, а морда змеи, попранной крестом, похожа на лицо Наполеона. Скульптору такие указания отдал лично император Николай I. 

После революции была мысль заменить ангела на фигуру Ленина, но от этой идеи отказались, на наше счастье.