Найти тему
Елена Котова

Бедный социализм, или как в СССР и не только всем продавали дешёвое равенство ради выгоды государства

Люди, вам в голову не приходит, что вы представляете хоть какой-то интерес только в качестве электората?

Вас держат за чернь с самыми простейшими инстинктами, кому можно вечно продавать одно и то же: безбедную жизнь с дешевым жильем, бесплатными школами и больницами и социальными подушками на все случаи жизни.  С изобилием, но, чур, без неравенства.  Со всех углов базара крик нахрапистых торговцев: «селедка по пять рублей!», «а у меня по три!», «иди, дорогой, сюда, такой изюм ты в жизни не кушал!».

Тут с другом поспорили — он считает, что нахрап пошел только в последние лет двадцать, когда все забыли, что селедку с изюмом ели в СССР, и это было несъедобно. Нет, — отвечаю, —  этот товар всегда был в ходу. Адски же соблазнительно: социализм, но, не как в СССР или Китае времен Мао, а с «гуманным лицом».

Господа, ну, кто и где видел то лицо? Эта стори повторялась и как трагедия, и как фарс, и просто для самых глупых. Торгаши орут: «сюда, сюда несите голоса», в Европе почти, в Израиле уже, а в Швеции давно в натуре. Не было и нет социализма в тех местах.

Были потуги на него с немалой ценой. Если забыли, я напомню. Только давайте спокойно, без базарного гвалта и ярлыков «правый — левый», в которых вы уже запутались.

Во всем мире сила социалистических идей в 1950-60-х была огромна, и никому не мешало, что перед глазами СССР. «Красный зверь» ужасен, но ведь можно обеспечить всем достойную жизнь и равенство, не скатываясь в тоталитаризм. Кейнс же сказал: «государство мудрое, а рынок тупой» — the state is wise and the market is stupid.

В Британии сразу после Второй мировой, принялись «мудро» контролировать индустрию, транспорт, почту, жилье. Госсектор уже 65%, налог в верхней шкале выше 80%. Чуть предприятие проседает в конкуренции — национализация, не допустим банкротств и увольнений. А требования только растут — так прижилась в умах идея, что государство должно заботиться обо всех «от колыбели до могилы» (с).

Забастовка британских шахтёров, 1984-1985 годы
Забастовка британских шахтёров, 1984-1985 годы

Зима 1978-го стала кошмаром. Забастовки нон-стоп, на улицах груды мусора, школы закрыты, топлива нет, раковые больные мрут дома без лекарств.  Anarchy in the UK! — сингл Sex Pistols — распевают на всех углах. Взрыв был неизбежен — тридцать лет копились болезни социализма. Приходит Маргарет Тэтчер.  Чистить авгиевы конюшни.

Прижала воинствующие профсоюзы, стала закрывать убыточные госпредприятия, ужала бюджет, разбухший от дотаций, вдвое снизила налоги. Дальше приватизация — British Airlines, British Telecom, British Oil.  И жизнь стала налаживаться: упала инфляция, возникло 3,3 млн. новых рабочих мест, производительность труда — главный показатель эффективности — с предпоследнего места в Европе скакнула на первое.

Это лишь по верхам, подробно о реформах Тэтчер в моей книге «Откуда берутся деньги, Карл?». И как ни клянут мадам за «звериный оскал капитализма», ни одно правительство после нее даже не пыталось что-то развернуть назад.

Елена Котова «Откуда берутся деньги, Карл? Природа богатства и причины бедности»
Елена Котова «Откуда берутся деньги, Карл? Природа богатства и причины бедности»

Берем Израиль. Создав в 1948 свое государство, люди, которым веками писали на дверях «Ж*ды, убирайтесь в Палестину», конечно жаждали строить с белого листа новое, справедливое общество. Рулила Трудовая партия отцов-основателей, ее подпирал Хистадрут — профсоюзы, убежденные, что капитализм это грабеж. Всего миллион жителей — идейно и культурно однородных — превращал пустыни в пастбища, создавал госиндустрию, агросектор с кибуццами, передовую бесплатную медицину.

Поначалу — небывалый рост, вот-вот, и утопия книги Герцля «Alt Neuland»Древняя новая земля») станет реальностью. Только очень скоро планы стали сбоить, экономика проседала на глазах, поперло неравенство. Позвали рыночника Фридмана, тот и заяви: «set people free» — освободи, мол, людей. Прям, как Моисей.  Нобелевский лауреат знал: люди работают не за идеи, а ради денег, а государство только стреножит их свободу обогащать себя и общество.

К нему вроде и прислушались, но социализм сидел в ДНК. Доля государства все равно росла, инфляция в 1985 году дошла до уму непостижимых 450% годовых. Как и Британии, пузырь был обречен лопнуть. Рейган дает стране 1,5 ярда с условием покончить социализм.  Ну, и….? Чуть приоткрыли дверь импорту и начали приватизацию — инфляция упала до 2,5%, пошел приток инвестиций, страна стала лидером хай-тека.

Весь мир в один голос: «Самый успешный социалистический эксперимент обернулся капитализмом».

В Индии при Неру социализм был государственной идеологией: плановая экономика, дикие налоги, никакого импорта и иностранных инвесторов. Все равно сплошь нищета. С социализмом тут тоже расставались долго и болезненно, только к миллениуму распахнули ворота глупому рынку. Что дальше — сами видите. Автопром Индии скупает все бренды мира, ее гаджеты теснят американские, ее киноиндустрия обгоняет Голливуд. Отсталая Индия в пятерке лидеров мира по объему ВВП.

Джавахарлал Неру
Джавахарлал Неру

Везде одно и то же, господа! Миф о шведском рае, где решены социальные проблемы, а высокие налоги не помеха росту, обожает социалист Берни Сандерс, успешно втюхивая его миллениалам-несмышленышам. Которым хочется новых гаджетов и потанцевать, а деньги чтоб сами рождались от биткоинов.

На самом деле, в Швеции вполне себе рынок, минимум госрегулирования и вполне гуманный налог на прибыль. На этом фундаменте богатство нации создали уже к 1960-м. Тут мудрое государство решило дать электорату самое желанное — равенство, — и дальше богатство только перераспределялось. Быстрее, чем росло.

Учись бесплатно хоть до докторской, правда, в университеты не попасть. Медицина бесплатная — в стране самый высокий в Европе процент больных и самые бесконечные очереди в больницы.

Из Швеции уехали все богатые — включая ABBA в полном составе. Ну, а как, если налог 62%, а из остатка выдирают еще социальный налог и налога на покупки. Был когда-то чудный автомобиль SAAB…  Концерн дошел до банкротства от диких костов на зарплаты, где сидели все эти налоги, его растерзали штатники.

-5

Как-то прочла, что в шахтерский городок прислали беженцев — почти 30% жителей города. Шведы их привечали, но тут на них повесили все косты гостеприимства. Скажете, при чем тут социализм?

При том, что капиталистический подход — это привезти и кинуть работать на шахты, нет работы — нет мигрантов. А социалистический — притащить и посадить на пособия. В крошечной стране 200 тыс. беженцев — самый высокий процент в Европе, и шведы даже пикнуть не смеют, что это кошмар, сразу станут нацистами. Все разговоры о равенстве,  — гендерном, имущественном, межнациональном — это всё та же продажа социализма. Сегодня ты такой же равный, как сомалийский трансвестит, а завтра — отдай ему свои деньги, негодяй!

Всегда начинается за здравие. Всегда повторяется — идея-то правильная, просто у тех и этих не получилось, а у нас получится.  Всегда заявленное оборачивается несбыточным.

Люди пыжатся, убеждают себя, что справятся и не справляются. И признать это — табу. Вот ровно такое у социализма лицо. Может, уже хватит торговать протухшей селедкой?  Let My People Go! 

А Вы что об этом думаете?

В следующий раз поделюсь, как мы сами приводим себя к одиночеству, черным полосам в жизни и неудачам — подписывайтесь на канал!