Новый инвестор дал большое интервью местным СМИ
Все будет хорошо. Так в трех словах можно описать пресс-конференцию Евгения Юрченко — инвестора, в чьи руки в июне этого года перешли все крупные промышленные предприятия неподконтрольной Украине территории Донецкой и Луганской областей. Напомним, ранее они были под управлением «Внешторгсервиса», который связывают с беглым украинских олигархом Сергеем Курченко. С прошлого года заводы один за другим стали останавливаться, а на предприятиях росла задолженность по зарплате.
С 1 октября о «ВТС» здесь больше ничего не будет напоминать. Теперь семь крупнейших предприятий объединили в Южный горно-металлургический комплекс. И анонсировали, что компания заберет под свое управление еще часть промышленности.
Klymenko Time собрал основные заявления и обещания инвестора Юрченко и поговорил с людьми, которых они непосредственно касаются.
Зарплаты
С октября зарплаты всех сотрудников ЮГМК вырастут на 5%. По словам Юрченко, до конца года их поднимут еще на треть. И дальше повышать будут ежегодно, введут систему премирования.
«Повышение зарплат планируется проводить два раза в год. Общий потолок, на который мы должны выйти на сегодняшний момент, — это повысить заработную плату для сотрудников наших предприятий в три раза до 2024 года. Получается, что ежегодно повышение заработных плат должно составлять порядка 100%», — обрисовал перспективы инвестор.
Он добавил, что уже погасили все долги перед работающими сотрудниками и до конца года отдадут деньги тем, кто уволился.
«Нам действительно отдали долги. И сейчас платят все день в день. И люди рады этому. Потому что до того сидели полгода без зарплаты. Но на самом деле зарплаты очень низкие. Даже для жизни в «республике». Моей семье хватает только на еду, коммуналку и одеться-обуться. Цены растут быстрее, чем зарплаты у нас. особенно если сравнивать с российскими или украинскими. Но я повторюсь, люди рады тому, что их хотя бы платят, и они знают, чем завтра покормишь ребенка», — поделился с нами охранник одного из заводов.
Производство и инвестиции
Задача, которую обозначил Юрченко для ЮГМК на следующий год, — 5 миллионов тонн стали. До конца 2021-го производство на всех предприятиях планируют увеличить более чем в три раза. Для сравнения — в последний довоенный год (2013-й) только в Донецкой области произвели больше 13 миллионов тонн стали.
«Мы планируем выйти до конца года на объемы производства по коксу – не менее 170 тыс тонн в месяц, и общий объем металла – 240 тыс тонн в месяц», – сообщил гендиректор ЮГМК.
Интересно было бы услышать, как будет организован экспорт продукции с учетом изоляции региона, его непризнанности и санкций. Но эту тему Юрченко не поднимал. Зато рассказал, что вложить в модернизацию и ремонт оборудования до конца года планирует более 3 млрд рублей (1 млрд 100 млн грн). И в следующем — процесс продолжить.
«В наших планах на следующий год потратить более 10 млрд рублей, если говорить точнее – 10,7 млрд рублей (почти 4 млрд грн, — ред.). Но я думаю, что цифра будет больше, потому что сейчас то производство, на которое мы выходим, и те темпы, которые мы набираем, требуют все большего и большего финансирования. Но еще раз подчеркну, что отдача от этого производства, на мой взгляд, будет соответствующая», — сказал Юрченко.
Klymenko Time пообщался с одним из начальников цехов на металлургическом предприятии. По его словам, за 7 лет конфликта оборудование на заводе значительно износилось.
«С начала боев и до национализации украинский собственник особо не вкладывал, потому что будущее было неясным. Так небольшие текущие ремонты только проводили. А после того, как нас забрал «ВТС», с этим стало вообще плохо. Какая модернизация?! Денег на робу (рабочая одежда, — ред.) не было. С завода только тянули, ничего не вкладывая. Посмотрим, что сейчас будет. Обещают красиво, но мы так часто были обмануты, что 100%-ного доверия нет. Да, платят зарплату, да, возобновляется производство, но почему-то уверенности, что так будет и завтра, нет», — поделился мужчина.
Сейчас ЮГМК объединяет семь предприятий. Это Макеевский и Ясиновский коксохимы, Макеевский и Енакиевский метзаводы, Комсомольское рудоуправление, Алчевский меткомбинат и Стахановский ферросплавный завод. Но Юрченко не исключил, что под свое управление возьмет еще часть промышленности неподконтрольного Донбасса. Но отметил, что «это никакая не приватизация, а плановая и выверенная работа по возрождению промышленности Донбасса».
«В первую очередь это компании, которые занимаются выпуском металлургической продукции. Также мы будем интересоваться и химическими предприятиями, будем обращать внимание на угольную промышленность», – сказал глава горно-металлургического комплекса.
Не промышленностью единой
На пресс-конференции Юрченко, среди прочего, неожиданно озвучил, что работает над открытием на территории «республик» коммерческого банка.
«Мне очень хочется открытия новых банков и инвестиционных компаний на территории «ЛНР» и «ДНР», чтобы больше денежных средств приходило именно в инвестиционную среду. И я планирую начать эту работу. Надеюсь, что сейчас пойдет активная работа по регистрации нового частного банка. Уверен, что эта работа будет крайне перспективной с начала следующего года», — объявил инвестор о своих планах.
Напомним, сейчас на территории «ДНР» и «ЛНР» работают по одному госбанку.
«Было бы неплохо, если бы открылся еще один банк, — поддерживает в беседе с нами идею макеевчанка Елена. — Я работаю частным предпринимателем, и заплатить за патент — это каждый раз история на несколько часов. Такая же проблема и с оплатой коммуналки. Идешь в банк — значит, полдня потеряешь. Сотрудников мало, обслуживают медленно, всегда очередь, ругня, охранник не пускает в помещение. Уже молчу о культуре обслуживания. Поэтому конкуренция единственному банку точно не помешает».
Подводя итог пресс-конференции, отметим, что звучали только позитивные посылы: поднимем, запустим, модернизируем, откроем. Хорошие инициативы. Два вопроса: почему инвестор с такими намерениями не появился ранее? В 2017-м предприятия отдали на откуп людям, которые довели промышленность Донбасса, а вместе с ней и жизнь людей, до плачевного состояния. И планомерно занимались этим четыре года.
И второй. Новый инвестор говорит, что все, что он делает — это для возрождения Донбасса, его потенциала, для людей. А что получит Юрченко в обмен на многомиллиардные вложения в промышленность? Вряд ли он рассчитывает исключительно на слова благодарности от населения и «властей». Что там по доходности от работы семи (пока семи) заводов? Цифры по прибыли будут озвучены?