Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Какой будет правящая коалиция Германии

Thomas Peter / Reuters
Thomas Peter / Reuters

Спустя две недели после выборов в ФРГ неизбежность смены власти очевидна. Германия берет курс на «светофорную» коалицию СДПГ (их цвет красный), СвДП (желтые) и Зеленых. «Партии Меркель» – ХДС – в правящей коалиции, скорее всего, не будет.

Сами результаты выборов не давали прямого повода для такого расклада. ХДC (их цвет черный) набрала 24,1%, лишь немного уступив СДПГ (у нее 25,7%). Продолжать большую коалицию обе «народные» партии не захотели, хотя так называемая коалиция «Ямайка» (черно-желто-зеленая, по цветам флага Ямайки) имела шансы такие же, как и «светофор». Но «Ямайка» скончалась, не родившись, причем не в силу смысловых или содержательных расхождений субъектов переговоров – они еще и не начались толком, а из-за неприятной ситуации внутри ХДС.

«Освободившаяся» от Меркель партия погрязла во внутренних противоречиях, не дождавшись даже завершения зондирующих коалиционных переговоров. Даже для тех, кто знает сложившуюся за 16 лет правления Меркель внутрипартийную ситуацию, нынешний поворот сюжета выглядит сюрпризом. Предполагалось, что, уйдя в оппозицию, партия пересмотрит свои ориентиры. По мнению одних, Меркель, стремясь к тому «политическому центру», который позволяет ХДС собирать голоса избирателей и слева, и справа от себя, увела свою партию слишком далеко от изначальных ценностей христианской демократии. По мнению других, наоборот, ХДС нужно было продолжать движение в заданном Меркель направлении. Но никто не ожидал, что партия так жестко вцепится сама в себя еще до исхода зондирующих коалиционных переговоров. Политики ХДС заговорили с телеэкранов о «самом плохом результате за всю историю партии», о том, что с таким результатом ХДС «перестала быть народной», и даже о том, что они-де не против организовать правительство с зелеными и СвДП, только вот партийный лидер у них будет другой, не Армин Лашет.

«Как же можно идти на выборы с одним кандидатом в канцлеры, а после предлагать другого?» – добивалась ведущая ток-шоу Анна Виль у маститого депутата бундестага Норберта Рёттгенa. Ситуация граничила с абсурдом – партия устами выступающих в СМИ политиков призывала своего лидера, занятого зондирующими переговорами, уйти в отставку. Создавалось ощущение, что придавленные и ущемленные 16-летним правлением Меркель партийные лидеры второго ряда – тот же Рёттген или Фридрих Мерц – высвобождаются в стихийном и бесконтрольном политическом и медийном акционизме, не заботясь уже о том, какое впечатление это производит на общественность, на избирателей, не говоря уже о возможных партнерах по коалиции.

Впечатления добавляют и доносящиеся из Баварии реплики лидера ХСС Маркуса Сёдера, который хоть и принял выдвижение Лашета кандидатом в канцлеры, но после поражения на выборах не стесняется выражать свое мнение о происходящем внутри братской партии.

СМИ, ориентирующие население на грядущую смену власти, добавляют красок и эмоций. ХДС/ХСС называют «большим проигравшим», Лашет если и появляется в камерах, то в неудачных ракурсах, его называют «неопытным». На самом деле Армин Лашет – квалифицированный, уравновешенный политик, глава земельного правительства земли Северный Рейн – Вестфалия. Он был избран лидером с прицелом на консолидацию партии после ухода Меркель. Но один неудачный кадр по ходу предвыборной борьбы (в момент, когда федеральный президент Вальтер Штайнмайер в июле выражал соболезнования пострадавшим от наводнения, камеры поймали Лашета смеющимся и разговаривающим с кем-то на заднем плане) лишил его электоральных симпатий. Ныне шансов занять кресло канцлера у него практически не осталось.

Вытесняются из сферы принятия внутрипартийных решений и другие влиятельные меркелисты: на днях министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр и министр экономики Петер Альтмайер отказались от своих мандатов в бундестаге «ради обновления фракции», в пользу двух молодых депутатов. Оба этих политика – сторонники Меркель. Крамп-Карренбауэр, или Фрау АКК, как называют ее в партии, должна была принять партийное, а в перспективе и канцлерское наследие Меркель, но споткнулась о неуважение к себе в базовых партийных организациях на востоке страны. Например, по ходу формирования земельного правительства в Тюрингии два года назад местная партийная организация ХДС проигнорировала распоряжение не вступать в переговоры с правопопулистской «Альтернативой для Германии» (АдГ) – потребовалось вмешательство Меркель, чтобы призвать строптивую парторганизацию к порядку. Именно после этого главой партии и был избран маститый Армин Лашет, способный, как надеялись, сохранить наследие Меркель. Петер Альтмайер также считается одним из столпов меркелизма. А последняя новость – требование депутата Кристиана фон Штеттена, известного внутрипартийного критика Меркель, уйти в отставку всему президиуму ХДС, так как этот президиум поддерживал Лашета. Свое требование он выразил не внутри партии, а в таблоиде «Бильд». Это дает представление о том хаосе, в который ввергли ХДС наследники Меркель.

Неудивительно, что в такой ситуации доверие к ХДС падает. Результаты опросов показывают, что сейчас партия набрала бы всего 20% голосов, СДПГ, напротив, получает все больше симпатий (28%). Переговоры еще не завершены, но население уже ориентировано на «светофор».

В предстоящую неделю партнерам по возможной будущей красно-желто-зеленой коалиции предстоит обсудить самую острую тему – финансы. Здесь позиции либералов СвДП бескомпромиссны: партия отрицает любое повышение налогов (в то время как Зеленые и социал-демократы не против повысить налоговое бремя для богатых). Кроме того, СвДП против любого ослабления существующего механизма ограничений, сдерживающих внешнюю задолженность, – а вот Зеленые, напротив, не видят возможности реализовать свои программы инвестиционной поддержки климатически нейтральных технологий без ослабления этого механизма. Именно эти три темы – налоги, долги и финансирование мер по защите климата – особенно спорны для трех будущих партнеров. В будущую пятницу они планируют представить общественности первые, предварительные, результаты переговоров.

Светлана Погорельская, доктор философии Боннского университета, с. н. с. ИНИОН РАН

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Подписывайтесь на канал «Ведомости»