Евреи из России: Марк Шагал, Осип Цадкин, Хаим Сутин и другие участвовали в становлении и расцвете "Ecole de Paris” (Парижской школы), ставшей, от Монмартра до Монпарнаса собирательным именем художников-авангардистов того времени, многие из которых были иностранцы (Пикассо, Модильяни, Ман Рэй).
Журналист и писатель-искусствовед Флоран Фельс писал в 1959 году: «Парижская школа сделала возможным оригинальное чудо: художники еврейского происхождения поняли, что человеческая фигура необходима для выражения человеческой красоты, человеческого величия, нового факта в эстетической истории народов России. Очевидно, что эти художники запустили беспрецедентное движение в еврейском мире, бросив вызов традициям, нарушив запрет на изображение. Первая заповедь Моисеева закона гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им» (Исход XX, 1-4)».
А вот что писал о Парижской школе в 1923 году художник Эль Лисицкий:
«Группы выучеников хедера, действительно целое поколение, включая сюда даже талмудистов, совершенно закисли за годы исключительно чтения и анализа текстов. Мы, едва научившись держать в руках карандаши и кисти, тут же принялись анатомировать не только окружающий мир, но и самих себя. Кто же мы такие? Какое место мы занимаем среди других народов? И что такое наша культура? И каким должно быть наше искусство? Оно уже было создано в местечках Литвы, Белоруссии и Украины и оттуда докатилось до Парижа, но всего лишь его завершение, а не начало, как мы тогда думали. Наши художники привносят новый облик, новое дыхание, лишенное всякого классицизма. От этого отрыва от религии рождается экспрессионизм энергичной меланхолии».
Вся эта история началась в Витебске с первой еврейской художественной школы, которую в 1897 году создал учитель Марка Шагала Йехуда Пенн. Но именно в Париже, в квартале художников La Ruche (“Улей”) на Монпарнасе в начале 1910-х годов появилась знаменитая “Ecole de Paris” (Парижская школа). Художники Анри Эпштейн, Марек Шварц, Пинхус Кремень, Йозеф Чайкоф, Моше Лихтенштейн выпускают первое еврейское художественное обозрение: «Махмадим», что на иврите означает «восторги», вдохновленное восточным югендстилем.
Еврейские художники Парижской школы - выходцы из восточной Европы: России, Польши, Германии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Венгрии. Большинству из них за двадцать, это эмансипированные еврейские молодые люди, что выражается в отходе от традиционных ценностей, поиск новых норм и стандартов и в целом совпадает с космополитическим контекстом великих столиц того времени: Вены, Берлина и особенно Парижа. Появление на Монпарнасе молодых еврейских художников-иммигрантов, потеснивших Монмартр на художественной сцене Парижа, приходится на начало Первой Мировой войны. Однако эта же война вскоре на некоторое время развела их, “отправив” иммигрантов из Германии Рудольфа Леви, Вальтера Бонди и Отто Фрейндлиха обратно в Германию. Леопольд Готлиб уехал, чтобы присоединиться к армии маршала Пилсудского в Польше. Марк Шагал, Эммануэль Мане-Кац, Абрам Бразер, Савелий Шлейфер вернутся в этот период в Россию. Многие пойдут добровольцами во французскую армию.
Хотя в конечном итоге их и окрестили «Парижской школой», художники-иммигранты, жившие в этом городе в течение первых четырех десятилетий ХХ века, не имели общего стиля и не создавали манифестов. Обнаженные тела в исполнении Амедео Модильяни, символические примитивистские работы Марка Шагала из жизни штетла, экспрессивные портреты и натюрморты Хаима Сутина вызывали в воображении совершенно разные миры и эмоции.
«Имеет смысл рассматривать Парижскую школу как исторический феномен - беспрецедентную и неожиданную миграцию молодых художников, в основном евреев, многие из которых из Российской империи», - пишет художественный критик Стэнли Мейслер. Действительно, почти все основные члены были евреями, и недовольство, выраженное по отношению к ним французскими критиками в 1930-х годах, несомненно, подпитывалось антисемитизмом. После нацистского вторжения во Францию около двадцати художников Парижской школы погибли в лагерях смерти, остальные бежали за границу; их расцвет закончился.
"Парижская школа сделала возможным оригинальное чудо..."
https://booknik.j-life.ru/article-paris-school
#марк шагал #хаим сутин #парижская школа #еврейские художники