Найти в Дзене
Газета Звязда

Художник Михаил Левкович: Каждую картину я «прохожу» душой

Привлекательность искусства в том, что оно никого не оставляет равнодушным. Каждый найдет для себя что-то интересное: картины, которые западают в самое сердце, необычные судьбы художников… На одной выставке можно вполне ощутить безграничную силу человеческого таланта и произведений, которые он рождает. «Звязда» вместе с галереей «АртХаос» решили познакомить всех с этой силой. Жизненная и творческая судьба (если, конечно, эти понятия можно разделять) Михаила Левковича похож на сценарий фильма, в котором главный герой, преодолевая все препятствия, слушая сердце, идет к своей цели. Известный художник-акварелист, преподаватель реалистической живописи, сегодня маслом пишет абстракции. Однако обо всем по порядку. Лыжи, завод, армия Родился Михаил Левкович в деревне Язно Миорского района. С детства мечтал быть художником, родители творческие способности сына поддерживали. «Я долго упрашивал папу купить мне лыжи. Пока однажды к нему не пришел друг. И отец сказал: если хорошо нарисую дядю Фокст
Оглавление

Привлекательность искусства в том, что оно никого не оставляет равнодушным. Каждый найдет для себя что-то интересное: картины, которые западают в самое сердце, необычные судьбы художников… На одной выставке можно вполне ощутить безграничную силу человеческого таланта и произведений, которые он рождает. «Звязда» вместе с галереей «АртХаос» решили познакомить всех с этой силой.

Жизненная и творческая судьба (если, конечно, эти понятия можно разделять) Михаила Левковича похож на сценарий фильма, в котором главный герой, преодолевая все препятствия, слушая сердце, идет к своей цели. Известный художник-акварелист, преподаватель реалистической живописи, сегодня маслом пишет абстракции. Однако обо всем по порядку.

Лыжи, завод, армия

Родился Михаил Левкович в деревне Язно Миорского района. С детства мечтал быть художником, родители творческие способности сына поддерживали. «Я долго упрашивал папу купить мне лыжи. Пока однажды к нему не пришел друг. И отец сказал: если хорошо нарисую дядю Фокстрота (интересная кличка), то купит лыжи. А у него такая внешность выразительная была, ну я и нарисовал. Отец слово сдержал. Так я заработал свой первый гонорар», — вспоминает Михаил Васильевич.

-2

Несмотря на весь творческий потенциал, участие в кружках фотографии и рисования, литературно-театральном, после восьмого класса парень решает за компанию с другом поступать в нефтяной техникум. «Мне все учителя в один голос говорили „Миша, не твое“. Ну куда там, мы же максималисты, как и каждое молодое поколение. Поэтому сегодня я спокойно отношусь к молодежи, которая не принимает совета. Каждый должен сам упасть на землю, чтобы почувствовать, что она твердая. Поступаю в техникум, нас ведут на техническую территорию, а люди там все в нефти, в мазуте, чумазые. Через месяц понял, что это не мое, забрал документы и вернулся в школу. Директор встречал как блудного сына», — рассказывает Михаил Левкович.

-3

Мечта стать художником оказалась сильнее всего. Но на то время поступить на художественно-графический факультет Витебского университета было очень непросто. Одного природного таланта оказалось недостаточно — нужна была соответствующая подготовка. Написанное на тройку сочинение во время вступительных испытаний помешало стать студентом и помогло стать солдатом. Как рассказывает Михаил Васильевич, именно в армии выпал шанс раскрыть творческие способности: «В армии меня назначили художником в Дом офицеров. А моим командиром был капитан Чуян, выпускник Рязанского художественного училища. Я служил в очень живописных Карпатах, а капитан каждые выходные водил нас на этюды. И в армии я впервые увидел классный набор ленинградских акварельных красок и кистей. Их я и сегодня храню. Капитан говорил, что «Левкович с лету схватывает». Когда сам стал преподавателем, понял, как хорошо, когда человек готов всасывать информацию». Из армии он привез справку об окончании двухлетнего курса в студии изобразительного искусства, где овладел различными декоративно-прикладными навыками. Но вступительные экзамены в университет к этому времени уже закончились, и пришлось устроиться художником-оформителем на Новополоцкий завод «Полимир». Однако мысль об образовании не оставляла: «Руководство решило отправить меня на курсы повышения квалификации художников-оформителей и впоследствии сделать заместителем начальника производства по эстетике. Но судьба распоряжается иначе, я хорошо сдаю экзамены в Витебске. Даже сочинение на отлично написал, в армии переписал множество докладов, постановлений пленумов ЦК КПСС и визуально запомнил, где какие знаки препинания ставить, как слова правильно пишутся. Так я стал студентом художественно-графического факультета. Учиться мне было легко и интересно. Особенно хорошо давалась акварельная живопись. За один сеанс занятий, а это четыре часа, по четыре этюда делал».

-4

Во время распределения руководство университета не захотело отпускать способного выпускника. Так вчерашний студент стал преподавателем кафедры изобразительного искусства. «Для меня это было как гром среди ясного неба. Практический опыт у меня отсутствовал. А факультет богемный, студенты особенные. Мне очень посчастливилось со старшими коллегами. Моими учителями были известные художники Витебской школы — Олег Орлов, Леонид Антимонов, Иван Столяров, Альберт Некрасов, Александр Гаврушко. Школа была очень сильна. На кафедре от меня требовали взяться за кандидатскую диссертацию. И однажды на заседании я поднялся и сказал, что переписывание чужих мыслей не считаю наукой, поэтому диссертацию напишу лет в 60, когда наберусь опыта и почувствую потребность им поделиться. Был молодой, зеленый, но твердо решил, что буду развиваться в профессиональном направлении», — рассказывает Михаил Васильевич.

-5

Между физикой и лирикой

Творческая карьера у Михаила Левковича началась именно с акварели. Мастерской тогда не было, а работать в квартире с акварельными красками удобнее, чем с маслом. Карьера развивалась, и в 1995 году Михаила Левковича избирают председателем отделения «Витебская акварель». И закрутилось: республиканские и международные выставки, проекты, встречи с коллегами. Но совмещать художественную и менеджерскую работу оказалось непросто: «Мои друзья, близкие говорили мне, что я самодостаточный художник и мне нужно заниматься искусством, творчеством. А я всегда был за коллектив, инициировал новые проекты. Но совмещать это было очень трудно. И в 2011 году я ушел с поста председателя общины, стал больше времени уделять работе». Художник рассказывает, что отличался от коллег тем, что акварельные этюды писал маслом, а потом перерабатывал их акварелью. И это давало свои плоды, смена материала обогащала работу. Масло позволяет балансировать цветом, оттенками. Акварель дополняет технические возможности.

-6

В 2015 году художник принимает решение закончить преподавательскую деятельность, несмотря на слезы студентов и сопротивление руководства. Преподавание требовало множества сил и энергии, необходимых в творчестве. Михаил Васильевич признается, что, уйдя из преподавательской деятельности, почувствовал, что такое воля: «Сейчас я очень стремительно работаю. Я не знаю, сколько времени мне отвел создатель, поэтому каждый день стараюсь провести с пользой». А уход был знаковый. Вместе со студентами художник организовал необычную выставку. Каждый выбрал для себя музыкальное произведение и попытался представить его на холсте.

-7

Являясь преподавателем реалистического искусства, Михаил Левкович стремился собственным творческим примером демонстрировать студентам, что это такое. Приводил их в свою мастерскую, чтобы показать, к кому они пришли учиться. Абстрактные произведения писались «в стол». Тем более что в советское время это направление не очень уважали или просто не понимали. С 1990-х годов Михаил Левкович использует в своих картинах абстрактные элементы, но не выставляет их на первый план. Позволял он и студентам отходить от формальной программы или, говоря языком искусства, творить.

-8

Идти вперед, не глядя назад

Как абстракционист Михаил Левкович заявил о себе выставкой «Второе дыхание», которая прошла в Витебске в 2017 году. Ее художник называет проверкой сил: «Я понял, что нужно идти вперед, не поворачивая головы назад. Только так можно открыть что-то новое, в первую очередь, в себе самом. И вот это интуитивное ощущение, что я застрял в одном жанре, привело меня в абстракцию».

-9

Свое направление в абстракции Михаил Васильевич называет лирическим абстракционизмом. «Когда меня наполняют какие-то эмоции, переживания, я прокручиваю композицию, детали будущей картины. В мастерской лежит стопка листов, это мой блокнот, архив. Там можно найти любой далекий год прошлого века. Я намеренно не убираю, жена предлагала, но я не даю. Этот беспорядок — мой порядок, там мои чувства, эмоции. Абстракция — это чувства, которые составляют мир художника. И он через символы, различные виды абстракции доносит до зрителя определенное настроение», — объясняет творец. Но Михаил Васильевич предупреждает, что зритель должен быть к этому подготовленным, понимать искусство и уважать его правила.

-10

Михаил Левкович подчеркивает, что за последние лет 20 отношение к абстрактной живописи изменились в лучшую сторону. Все больше таких картин представлено на различных выставках. И поэтому, по его словам, возрастает и ответственность Творца. «Каждый художник несет ответственность перед собой, создателем, зрителями. И у каждого должны быть границы эстетического, духовного. Внутри меня они есть. Не берусь себя хвалить, но каждую картину я «прохожу» душой», — рассказывает Михаил Левкович.

-11

Мыслями — в картине

Пожалуй, нет более субъективной и личной для восприятия вещи, чем абстрактное искусство. Однако картины Михаила Левковича, каких бы цветов и оттенков ни были, очень теплые, буквально излучают тепло. «На выставке во Франкфурте-на-Майне я представлял связку картин, посвященных моим предкам. И люди по несколько раз приходили посмотреть на портрет бабушки Натальи, говорили, что она излучает тепло. Видно, потому что сделано с глубокой любовью и почетом. В том же городе выставлял портрет деревенского скрипача, мужчины в простой рубашке. И когда мне сказали, какую сумму предложили за этот портрет, у меня ноги подкосились», — рассказывает Михаил Васильевич.

-12

Такую особенность своих произведений художник связывает со своим настроением и отношением к делу: «Я очень основательно подхожу к работе. Все обдумываю, готовлюсь. За границей у меня однажды спросили, сколько времени я работал над картиной. А я спросил, сколько времени олимпийский чемпион идет к победе — всю жизнь и, возможно, пять минут. Когда я стою около мольберта, для меня время не существует. Физически я здесь, в мастерской, а мысленно — там, в картине. Возможно, это накладывается одно на одно, и таким образом удается достучаться до зрителя». Михаил Васильевич признается, что не знает, кто или что руководит рукой художника во время работы. Планируется одно, а на полотне возникает совсем другое. И, возможно, в этом и привлекательность искусства как для зрителя, так и для творца: «Я уже убедился, что нарисованное на злобу дня никому не нужное и через время будет забыто. Каждая эпоха, каждое поколение имело своих художников, писателей, творцов. И некоторые остались гениальными. А некоторые — нет. Я не знаю, какую оценку даст создатель моего творчества. Как-то дочь спросила, Чего я достиг в жизни. Я стал художником, мои работы представлены по всему миру, а это след, каким бы он ни был».

-13
-14
-15

Валерия СТЕЦКО

Фото Алины МАЗОВЕЦ

Источник