«Афганистан так и не стал реально существующим государством. Сейчас отсутствие иностранной помощи станет проблемой для талибов» - мнение специалистов по этой стране.
Такова основная мысль докладов на Президиуме РАН во вторник 12 октября 2021 года. Причины понятны – ситуация в регионе вызывает беспокойство мирового сообщества. Афганистан, к тому же, наш сосед. Кроме того, в последнее время усилилось влияние и присутствие КНР в этой стране, как и во всей этой части Земного шара, отметили выступающие.
«Китай становится доминантой в этом регионе, - заявил в связи с ситуацией в Афганистане руководитель Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения Российской академии наук доктор исторических наук Вячеслав Белокреницкий.
Им, талибам, и Афганистану сейчас нужны большие вложения. А Китай может и хочет их обеспечить. Таким образом, можно утверждать, что талибы весьма рассчитывают на китайские инвестиции. Тем более, что Китай тесно сотрудничает с Пакистаном, это активный партнер Китая.
Следовательно, полагает специалист, может сформироваться треугольник партнерства: Китай-Афганистан-Пакистан. Не исключен и еще один факт – талибы могут разыграть уйгурскую карту, что весьма тревожит КНР.
В целом талибы ведут себя заинтересованно в отношении налаживания связей с мировым сообществом. Таково единодушное мнение всех выступающих в РАН.
«Талибы запустили активную международную деятельность, - заявил ведущий научный сотрудник Московского государственного института международных отношений МИД России, посол РФ в Афганистане Михаил Конаровский.
Чего можно от них ожидать? Скорее всего, стабильности, уверен посол. Однако России следует действовать осторожно и рационально, не допуская одностороннего вмешательства в дела Афганистана.
Положение в этой стране стало меняться, начиная с 2002 года, сообщил он. Речь, конечно, об изменении положения талибов в политической сфере Афганистана. В конечном итоге эти изменения привели к разрастанию внутренних проблем в стране.
«Традиционно то, что они (афганцы) не любят иностранного человека с ружьем. Оно провоцировало местное население к противостоянию. И это было той базой, которая питала талибов. В последние 10 лет главным оставалось то, что страна сохранялась в качестве родоплеменного государства. Афганистан так и не стал реально существующим государством. Сейчас отсутствие иностранной помощи будет проблемой для талибов».
И все же, кто важнее – США или Китай? Как вести себя России? Насколько нужны Афганистану мы? Если нужны, то зачем? Эти вопросы задавали докладчикам.
«Талибам важны и китайцы, и американцы, - ответил посол РФ. - Американцев надо заставлять платить за то, что они там натворили. А американцы будут использовать противоречия между государствами, чтобы маневрировать и получать выгоду». Так что консенсуса по Афганистану достичь сложно, уверен ученый.
Всех беспокоит факт, что талибы не намерены отступать от жестких теократических основ. Следует побуждать их к смягчению религиозных лозунгов. В противном случае, на фоне усиления радикального крыла можно ждать усиления терроризма. И это соображение должно быть ключевым в оценке мировым сообществом ситуации и выстраивания стратегии взаимодействия с Кабулом.
«Провалился англо-саксонский план создания военных баз на территории страны», - констатировал российский дипломат, экс-посол РФ в
Афганистане, Замир Кабулов. Он также убежден в важности учета специфики традиционных противоречий в Афганистане. В их числе - борьба города и деревни, терроризм и наркотики. Это основные проблемы Афганистана.
На вопрос главы РАН, зачем Россия нужна талибам, Кабулов ответил: «Из Китая пойдут инвестиции, когда наступит момент. Но талибы с уважением смотрят на Россию как на влиятельную силу международного сообщества. Они учитывают вес России как глобальной супердержавы. Афганцы благодарные люди: они не забудут, что мы сбалансированно подходили к оценке движения, когда оно было в оппозиции».
Впрочем, дать четкий и однозначный ответ на вопрос о возможном сценарии развития событий в этой стране не может никто. Как заявил один из участников встречи, «в Афганистане может быть 200 возможных сценариев развития событий, а пойдут они по 201-ому»…
В любом случае, стоит помнить пуштунскую поговорку – «У иностранцев есть часы, у нас время». Время пока работает на талибов. Что будет дальше со временем тоже станет видно.