В 1920-е самым лучшим и пафосным кинотеатром Германии считался берлинский "Марморхаус" (Marmorhaus), построенный в 1913 году строгий облицованный серыми мраморными плитами параллелепипед со стеклянной крышей. Если премьера фильма проходила в "Марморхаусе" хорошо, то режиссер мог быть твердо уверен: его ожидает успех во всей Германии. А может, даже и во всем мире.
В кинотеатре был один из лучших залов с серебряным экраном, прекрасный оркестр, ответственный за музыкальное сопровождение кинопоказа, роскошные бархатные кресла. Туда регулярно приходила рафинированная публика жителей Ку-Дамма (одного из престижных районов Берлина).
"Марморхаус" был популярен в 1919−1924 годы, а к 1930-1940-м демократизировался.
Фасад, спроектированный архитектором Хьюго Палом (Hugo Pál), сохранился и был отреставрирован в наши дни, но вот легендарный кинотеатр исчез: в 2001 он был закрыт и продан. Сейчас здание кинотеатра - безликий универмаг и бизнес-центр, вечно сдающий в аренду свои офисные помещения.
В свои золотые годы, 1920-е, кинотеатр был магнитом даже для небогатой публики, фланирующей по улице: ведь на глухой плите мраморного фасада всегда были пугающие и восхищающие яркие афиши художника Йозефа Феннекера!
Josef Fenneker (1895−1956)
Живописец, график, постановщик и сценограф Йозеф Феннекер (1895–1956) - один из самых ярких представителей немецкого художественного киноплаката 1910-1920-х годов. Его заказчиком в первую очередь был берлинский кинотеатр "Marmorhaus", а также немецкие компании индустрии развлечений (например, первый в мире парк развлечений, "Луна-парк", тоже часто заказывал Феннекеру рекламу, а художественный журнал "Югенд" - обложки). В плакатах Феннекера видно влияние экспрессионизма, кубизма и футуризма, ар-деко и югендстиля (ар-нуво).
В коллекции Deutsche Kinemathek находится единственный в мире почти полный перечень киноплакатов, созданных Йозефом Феннекером.
О экспрессионистском плакате
Для художников-экспрессионистов, будь то Отто Дикс, Мунк, Оскар Кокошка, Людвиг Кирхнер или художник киноплакатов Йозеф Феннекер, были важны не пропорции и анатомическая правильность изображенных фигур, лиц, а напряженность и невероятная сила переживания изображенных героев. Поэтому у экспрессионистов так часто изображаются герои, корчащиеся от невыносимых страданий или остолбеневшие от испытанного нечеловеческого ужаса.
Костюмированный фильм "Монна Ванна" по мотивам одноименной пьесы Метерлинка - кинохит 1922 года.
Действие происходит в Италии незадолго до начала Высокого Возрождения, в конце 15 века. В центре событий - прекрасная 17-летняя сирота, Мадонна Джованна, которую все называют «Монной Ванной» (ее играет Ли Парри). Девушку-венецианку похищает Гвидо Гурлино (его играет брутальный Пауль Вегенер), жестокий и властный правитель Пизы. Недавно из-за раскрытого заговора расстроилась свадьба Гурлино с флорентийкой Магдаленой Пацци. Последствия этого несостоявшегося брака оказались драматичны: из-за этого вспыхнула война между Пизой и Флоренцией, двумя важнейшими городскими центрами власти в центральной и северной Италии. Вскоре флорентийцы осаждают Пизу и, наконец, захватывают город. Монна Ванна оказывается между двух огней: Гурлино теперь хочет жениться на Монне Ванне (в отместку своей бывшей невесте, Магдалене Пацци), а захватившие город флорентийцы не хотят отпускать юную венецианку. Девушка не хочет идти под венец с Гурлино, и потому она падает в объятия молодого флорентийского генерала Пителлозо Вителли.
Но Вителли уже донимает невеста-отступница Гурлино Магдалена, искренне обожающая привлекательного флорентийца, врага и захватчика Пизы. Пока идут бои, Монна Ванна самоотверженно заботится о нуждающихся людях Пизы. Вскоре девушка заслуженно получает безграничную любовь горожан. Вителли, в свою очередь, проявляет милосердие и организует доставку пищи и воды в голодный и истощенный город. Монна Ванна решает отправиться в лагерь врага и пожертвовать собой ради блага города. Но Вителли не принимает ее жертву. Тем не менее он отводит войска, а узнав, что Гвидо Гурлино погиб в бою, Вителли рад, что он наконец-то может жениться на благородной Монне Ванне.
Философская драма режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау, вольная экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», была популярнейшим фильмом 1920 года. Этот фильм интересен современному любителю кино потому, что на одной площадке играли томный и демонический Конрад Фейдт (известный по роли сомнамбулы Чезаре в "Кабинете доктора Калигари" 1920 года) и Бела Лугоши, тогда еще знаменитый как актер, играющий героев-любовников. Позже Фейдт и Лугоши были приглашены на пробы на роль графа Дракулы. Фейдт отказался, а для Лугоши настал его звездный час - он нашел роль всей своей жизни!
Сюжет "Головы Януса" таков:
Врач Уоррен (Конрад Вейдт) попадает под влияние скульптурного изображения двуликого Януса, одна сторона которого показывает изображение доброго бога, вторая — злобного демона. Скульптура вдохновляет героя создать эликсир, который позволяет разделить добро и злое в человеке. Теперь Уоррен может превращаться в своего злобного «alter ego», О`Коннора. О`Коннор он совершает злодеяния, но эликсир всегда возвращает герою его самосознание, его добрую сторону личности. Но однажды превращение не срабатывает, и добрый доктор Уоррен обречен вечно оставаться омерзительным бандитом О`Коннором. Он пытается составить завещание на имя Уоррена, но это ему не удается. В конце концов, преследуемый полицией, герой кончает с собой.
"Крейцерова соната" - по мотивам одноимённой повести Л.Н. Толстого .
По мотивам одноименного романа Л. Н. Толстого.
Как видно, экранизации литературных произведений пользовались спросом уже на заре появления кино.
По мотивам романа Достоевского "Идиот".
Любопытна пометка в правом углу: "НЕ ФИЛЬМ-ПРОПАГАНДА". Вот как видимо устали немцы от пропаганды еще в 1914-1918, во время Первой мировой!
Сюжет "Долга чести": возвращаясь домой после долгого пребывания в море, мужчина должен выбирать между возлюбленной своего детства и другой женщиной, причастной к безвременной смерти его брата.
Фильмы на еврейскую тему хорошо шли в Веймарской республике. Для рядового немца того времени киномир старинных гетто, местечек и крохотных общин, говорящих на идише - удивительный, запретный и остро-фантастический мир. И вот как все изменилось к 1930 годам...
Источник: выставка коллекции плакатов из Deutsche Kinemathek.
#немецкое кино
#кино германии
#афиша
#веймарская республика
#экспрессионизм