Найти в Дзене
Серебряный экран

Мастера немецкого киноплаката. Йозеф Феннекер: дикий экспрессионизм в сердце Берлина 1920-х

В 1920-е самым лучшим и пафосным кинотеатром Германии считался берлинский "Марморхаус" (Marmorhaus), построенный в 1913 году строгий облицованный серыми мраморными плитами параллелепипед со стеклянной крышей. Если премьера фильма проходила в "Марморхаусе" хорошо, то режиссер мог быть твердо уверен: его ожидает успех во всей Германии. А может, даже и во всем мире. В кинотеатре был один из лучших залов с серебряным экраном, прекрасный оркестр, ответственный за музыкальное сопровождение кинопоказа, роскошные бархатные кресла. Туда регулярно приходила рафинированная публика жителей Ку-Дамма (одного из престижных районов Берлина). "Марморхаус" был популярен  в 1919−1924 годы, а к 1930-1940-м демократизировался. Фасад, спроектированный архитектором Хьюго Палом (Hugo Pál), сохранился и был отреставрирован в наши дни, но вот легендарный кинотеатр исчез: в 2001 он был закрыт и продан. Сейчас здание кинотеатра - безликий универмаг и бизнес-центр, вечно сдающий в аренду свои офисные помещения.

В 1920-е самым лучшим и пафосным кинотеатром Германии считался берлинский "Марморхаус" (Marmorhaus), построенный в 1913 году строгий облицованный серыми мраморными плитами параллелепипед со стеклянной крышей. Если премьера фильма проходила в "Марморхаусе" хорошо, то режиссер мог быть твердо уверен: его ожидает успех во всей Германии. А может, даже и во всем мире.

В кинотеатре был один из лучших залов с серебряным экраном, прекрасный оркестр, ответственный за музыкальное сопровождение кинопоказа, роскошные бархатные кресла. Туда регулярно приходила рафинированная публика жителей Ку-Дамма (одного из престижных районов Берлина).

"Марморхаус" был популярен  в 1919−1924 годы, а к 1930-1940-м демократизировался.

Марморхаус, начало 1940-х. На афише - американский фильм "Багдадский вор" с Конрадом Фейдтом
Марморхаус, начало 1940-х. На афише - американский фильм "Багдадский вор" с Конрадом Фейдтом

Фасад, спроектированный архитектором Хьюго Палом (Hugo Pál), сохранился и был отреставрирован в наши дни, но вот легендарный кинотеатр исчез: в 2001 он был закрыт и продан. Сейчас здание кинотеатра - безликий универмаг и бизнес-центр, вечно сдающий в аренду свои офисные помещения.

-2

В свои золотые годы, 1920-е, кинотеатр был магнитом даже для небогатой публики, фланирующей по улице: ведь на глухой плите мраморного фасада всегда были пугающие и восхищающие яркие афиши художника Йозефа Феннекера!

Josef Fenneker (1895−1956)

-3

Живописец, график, постановщик и сценограф Йозеф Феннекер (1895–1956) - один из самых ярких представителей немецкого художественного киноплаката 1910-1920-х годов. Его заказчиком в первую очередь был берлинский кинотеатр "Marmorhaus", а также немецкие компании индустрии развлечений (например, первый в мире парк развлечений, "Луна-парк", тоже часто заказывал Феннекеру рекламу, а художественный журнал "Югенд" - обложки). В плакатах Феннекера видно влияние экспрессионизма, кубизма и футуризма, ар-деко и югендстиля (ар-нуво).

В коллекции Deutsche Kinemathek находится единственный в мире почти полный перечень киноплакатов, созданных Йозефом Феннекером.

О экспрессионистском плакате

Для художников-экспрессионистов, будь то Отто Дикс, Мунк, Оскар Кокошка, Людвиг Кирхнер или художник киноплакатов Йозеф Феннекер, были важны не пропорции и анатомическая правильность изображенных фигур, лиц, а напряженность и невероятная сила переживания изображенных героев. Поэтому у экспрессионистов так часто изображаются герои, корчащиеся от невыносимых страданий или остолбеневшие от испытанного нечеловеческого ужаса.

"Нервы" (1919). Реж. - Роберт Райнерт.
"Нервы" (1919). Реж. - Роберт Райнерт.

"Дьявол и Цирцея" (1921). реж.: Адольф Гертнер.  в главных ролях: Саша Гура , Эдуард фон Винтерштайн и Вальтер фон Альверден.
"Дьявол и Цирцея" (1921). реж.: Адольф Гертнер. в главных ролях: Саша Гура , Эдуард фон Винтерштайн и Вальтер фон Альверден.

"Алкоголь" (1919). Реж. - Андре Дюпон
"Алкоголь" (1919). Реж. - Андре Дюпон

"Немезида" (1920). Реж. - Кармин Галлон
"Немезида" (1920). Реж. - Кармин Галлон

"Новый рай" (1921)
"Новый рай" (1921)

"Новый рай" (1921)
"Новый рай" (1921)
"На красной скале" (1922). Реж. - Ханна Хеннинг. В ролях: Фриц Кортнер, Агнес Штрауб.
"На красной скале" (1922). Реж. - Ханна Хеннинг. В ролях: Фриц Кортнер, Агнес Штрауб.

"Монна Ванна" (1922). Реж. - Рихард Айхберг. В ролях: Ли Парри, Пауль Вегенер,
Ганс Штюрм, Пауль Грэц
"Монна Ванна" (1922). Реж. - Рихард Айхберг. В ролях: Ли Парри, Пауль Вегенер, Ганс Штюрм, Пауль Грэц

Костюмированный фильм "Монна Ванна" по мотивам одноименной пьесы Метерлинка - кинохит 1922 года.

Действие происходит в Италии незадолго до начала Высокого Возрождения, в конце 15 века. В центре событий - прекрасная 17-летняя сирота, Мадонна Джованна, которую все называют «Монной Ванной» (ее играет Ли Парри). Девушку-венецианку похищает Гвидо Гурлино (его играет брутальный Пауль Вегенер), жестокий и властный правитель Пизы. Недавно из-за раскрытого заговора расстроилась свадьба Гурлино с флорентийкой Магдаленой Пацци. Последствия этого несостоявшегося брака оказались драматичны: из-за этого вспыхнула война между Пизой и Флоренцией, двумя важнейшими городскими центрами власти в центральной и северной Италии. Вскоре флорентийцы осаждают Пизу и, наконец, захватывают город. Монна Ванна оказывается между двух огней: Гурлино теперь хочет жениться на Монне Ванне (в отместку своей бывшей невесте, Магдалене Пацци), а захватившие город флорентийцы не хотят отпускать юную венецианку. Девушка не хочет идти под венец с Гурлино, и потому она падает в объятия молодого флорентийского генерала Пителлозо Вителли.

Но Вителли уже донимает невеста-отступница Гурлино Магдалена, искренне обожающая привлекательного флорентийца, врага и захватчика Пизы. Пока идут бои, Монна Ванна самоотверженно заботится о нуждающихся людях Пизы. Вскоре девушка заслуженно получает безграничную любовь горожан. Вителли, в свою очередь, проявляет милосердие и организует доставку пищи и воды в голодный и истощенный город. Монна Ванна решает отправиться в лагерь врага и пожертвовать собой ради блага города. Но Вителли не принимает ее жертву. Тем не менее он отводит войска, а узнав, что Гвидо Гурлино погиб в бою, Вителли рад, что он наконец-то может жениться на благородной Монне Ванне.

"Танец смерти" (1919) реж. - Отто Рипперт. Фильм до наших дней не сохранился.
"Танец смерти" (1919) реж. - Отто Рипперт. Фильм до наших дней не сохранился.

"Голова Януса" (1920). (другие названия: «Двуликий Янус» и «Страх») реж. - Фридрих Вильгельм Мурнау,  в ролях: Конрад Фейдт, Бела Лугоши.
"Голова Януса" (1920). (другие названия: «Двуликий Янус» и «Страх») реж. - Фридрих Вильгельм Мурнау, в ролях: Конрад Фейдт, Бела Лугоши.

Философская драма режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау, вольная экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», была популярнейшим фильмом 1920 года. Этот фильм интересен современному любителю кино потому, что на одной площадке играли томный и демонический Конрад Фейдт (известный по роли сомнамбулы Чезаре в "Кабинете доктора Калигари" 1920 года) и Бела Лугоши, тогда еще знаменитый как актер, играющий героев-любовников. Позже Фейдт и Лугоши были приглашены на пробы на роль графа Дракулы. Фейдт отказался, а для Лугоши настал его звездный час - он нашел роль всей своей жизни!

Сюжет "Головы Януса" таков:

Врач Уоррен (Конрад Вейдт) попадает под влияние скульптурного изображения двуликого Януса, одна сторона которого показывает изображение доброго бога, вторая — злобного демона. Скульптура вдохновляет героя создать эликсир, который позволяет разделить добро и злое в человеке. Теперь Уоррен может превращаться в своего злобного «alter ego», О`Коннора. О`Коннор он совершает злодеяния, но эликсир всегда возвращает герою его самосознание, его добрую сторону личности. Но однажды превращение не срабатывает, и добрый доктор Уоррен обречен вечно оставаться омерзительным бандитом О`Коннором. Он пытается составить завещание на имя Уоррена, но это ему не удается. В конце концов, преследуемый полицией, герой кончает с собой.

"Крейцерова соната" (1922) реж. - Рольф Петерсен и Фредерик Цельник. В ролях: Альфонс Фрайланд и Эрихом Кайзер-Титц.
"Крейцерова соната" (1922) реж. - Рольф Петерсен и Фредерик Цельник. В ролях: Альфонс Фрайланд и Эрихом Кайзер-Титц.

"Крейцерова соната" - по мотивам одноимённой повести Л.Н. Толстого .

"Рембрандт. Трагедия великого человека" (1920)
"Рембрандт. Трагедия великого человека" (1920)

"Ночь королевы Изабели" (1919)
"Ночь королевы Изабели" (1919)

"Анна Каренина" (1920). Реж.: Фридрих Цельник.
"Анна Каренина" (1920). Реж.: Фридрих Цельник.

По мотивам одноименного романа Л. Н. Толстого.

Как видно, экранизации литературных произведений пользовались спросом уже на заре появления кино.

"От слуги к господину". Реж.: Сесиль де Милле
"От слуги к господину". Реж.: Сесиль де Милле

"Любовь королевы". В ролях: Генри Портен.
"Любовь королевы". В ролях: Генри Портен.

"Безумные души". Реж.: Карл Фройлих.
"Безумные души". Реж.: Карл Фройлих.

По мотивам романа Достоевского "Идиот".

"Замок Фогелёд"
"Замок Фогелёд"

"Палач Саломеи" В ролях: Альберт Штайнрюк, Лиль Драговер.
"Палач Саломеи" В ролях: Альберт Штайнрюк, Лиль Драговер.

"Монте-Карло". Реж.: Фридрих Цельник
"Монте-Карло". Реж.: Фридрих Цельник

"Дом терпимости в Брессии". В ролях: Хедда Врнон, Эрнст Дойч, Е. Винтерштайн, Ольга Лимбург
"Дом терпимости в Брессии". В ролях: Хедда Врнон, Эрнст Дойч, Е. Винтерштайн, Ольга Лимбург

"Живые скульптуры"
"Живые скульптуры"

Афиша выступления Хильды Арндт, танцовщицы и актрисы.
Афиша выступления Хильды Арндт, танцовщицы и актрисы.
"Богема". Реж.: Ригьелли.
"Богема". Реж.: Ригьелли.

"И было у короля двое детей..."
"И было у короля двое детей..."
"Мужчины Сибилль". В ролях: Лия Мара
"Мужчины Сибилль". В ролях: Лия Мара

"Любовь, двери и черт"
"Любовь, двери и черт"

"Проституция". Реж.: Рихард Освальд.
"Проституция". Реж.: Рихард Освальд.

"Жена-победительница"
"Жена-победительница"

"Долг чести" (1921) и "Битва при Скагерраке". Да-да, иногда плакат рекламировал одновременно два фильма!
"Долг чести" (1921) и "Битва при Скагерраке". Да-да, иногда плакат рекламировал одновременно два фильма!

Любопытна пометка в правом углу: "НЕ ФИЛЬМ-ПРОПАГАНДА". Вот как видимо устали немцы от пропаганды еще в 1914-1918, во время Первой мировой!

Сюжет "Долга чести": возвращаясь домой после долгого пребывания в море, мужчина должен выбирать между возлюбленной своего детства и другой женщиной, причастной к безвременной смерти его брата.

"Принцесса Пуварин". Реж.: Иоганн Гутер. В ролях: Лиль Драговер, Ксения Десни.
"Принцесса Пуварин". Реж.: Иоганн Гутер. В ролях: Лиль Драговер, Ксения Десни.

Афиша танцевального представления Оны Зарифы и Фреда ван Хуттена
Афиша танцевального представления Оны Зарифы и Фреда ван Хуттена

"Танец смерти" (1922)
"Танец смерти" (1922)

"Кайенский узник" (1921)
"Кайенский узник" (1921)

"Горящее поле" (1921)
"Горящее поле" (1921)

"Кри-Кри" (1922). Реж.: Фридрих Цельник. В ролях: Лия Мара
"Кри-Кри" (1922). Реж.: Фридрих Цельник. В ролях: Лия Мара

"Борющиеся сердца". В ролях: Карола Толле
"Борющиеся сердца". В ролях: Карола Толле

"Сыны ночи" (1920)
"Сыны ночи" (1920)

"Мир без любви". Реж.: Фред Зауэр
"Мир без любви". Реж.: Фред Зауэр

"Цена измены" (1922)
"Цена измены" (1922)

"Невидимый вор"
"Невидимый вор"

"Любовница графа Ваненна". Реж.: Фридрих Цельник. В ролях: Лия Мара
"Любовница графа Ваненна". Реж.: Фридрих Цельник. В ролях: Лия Мара

"Танец о любви и счастье"
"Танец о любви и счастье"
"Воспоминания красавицы"
"Воспоминания красавицы"

"Баккара" (1922)
"Баккара" (1922)

"Дама из бара" (1919)
"Дама из бара" (1919)

"Дама среднего возраста"
"Дама среднего возраста"

в ролях: Лия Мара
в ролях: Лия Мара

"Мисс Берилл". В ролях: Лия Мара.
"Мисс Берилл". В ролях: Лия Мара.

"Из воспоминаний киноактрисы"
"Из воспоминаний киноактрисы"

"Казанова"
"Казанова"
"Жертвы замка"
"Жертвы замка"

"Леди Гамильтон"
"Леди Гамильтон"

"Кинжал Малайи" Реж.: Ласко
"Кинжал Малайи" Реж.: Ласко

"Ветхий завет" (1923)
"Ветхий завет" (1923)

Фильмы на еврейскую тему хорошо шли в Веймарской республике. Для рядового немца того времени киномир старинных гетто, местечек и крохотных общин, говорящих на идише - удивительный, запретный и остро-фантастический мир. И вот как все изменилось к 1930 годам...

"Путешествие вокруг Земли за 80 дней". Реж.: Рихард Освальд. В родях: Конрад Фейдт, Анита Бербер
"Путешествие вокруг Земли за 80 дней". Реж.: Рихард Освальд. В родях: Конрад Фейдт, Анита Бербер
"Жертвы Бомбея". В ролях: Лиль Драговер, КОнрад Фейдт
"Жертвы Бомбея". В ролях: Лиль Драговер, КОнрад Фейдт

"Графиня Марица". Реж.: Ханс Штейнхоф
"Графиня Марица". Реж.: Ханс Штейнхоф

Луна-парк. Реклама увеселительного парка.
Луна-парк. Реклама увеселительного парка.

Луна-парк. Реклама увеселительного парка.
Луна-парк. Реклама увеселительного парка.

"Луи с Монмартра"
"Луи с Монмартра"

"Фильм-Каммершпиль" реж.: Лоренцо Бухардт. В ролях: Альберт Бассерман
"Фильм-Каммершпиль" реж.: Лоренцо Бухардт. В ролях: Альберт Бассерман

"Три ночи" (1920)
"Три ночи" (1920)

Билет на выставку Йозефа Феннекера. 1930 (?)
Билет на выставку Йозефа Феннекера. 1930 (?)

-68

Источник: выставка коллекции плакатов из Deutsche Kinemathek.

#немое кино

#немецкое кино

#киноплакат

#утерянное кино

#кино германии

#плакат

#афиша

#веймарская республика

#экспрессионизм