Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Не только "Великолепная семерка": обзор фильмов Джона Стёрджеса

Оглавление

Джон Стёрджес. Режиссер. Снимал кино. Мужское кино. Нуары, вестерны, триллеры, военные фильмы. На этом в принципе можно было закончить вводное слово и приступить непосредственно к разбору, так как большую того, что стоит сказать о Стёрджесе, я уже написал в разборе фильмографии Дж. Ли Томпсона. Но на тот случай, если кто-то пропустил тот текст, повторюсь.

Джон Стёрджес - представитель "серединного" поколения голливудских постановщиков. Как Олдрич и Сигел он дебютировал на рубеже 40-х и 50-х. Снимал низкобюджетные ремесленные работы, потом ему доверили более крупные проекты, а в 60-х, подобно всё тем же Олдричу и Сигелу он стал одним из главных жанровых режиссеров Голливуда. Последнее неудивительно самые крупные фигуры Золотого Века Голливуда в 60-х либо сошли с дистанции, либо их фильмы уже оставляли желать лучшего. Поколения Нового Голливуда еще не успело дебютировать и на первый план вышли режиссеры второго эшелона из 50-х. Вообще Голливуд 60-х - не самое простое в истории главной киноиндустрии мира, но даже тогда снимались крайне любопытные жанровые фильмы. И к части из них приложил руку Джон Стёрджес.

За свою карьеру Джон Стёрджес снял 42 полнометражных игровых фильма. Некоторые из них в соавторстве. Из них довелось посмотреть 22, поэтому разбор фильмографии получился выборочным.

О 22-х фильмах, к которым приложил руку Джон Стёрджес

Загадочная улица (Mystery Street), 1950

Стёрджес дебютировал в 1946-м, и первые его фильмы были нуарами. Судя по всему нуарами не самого высокого уровня, так как даже профессиональные справочники по нуару их, как правило, игнорируют. "Загадочная улица" - его десятый фильм. Это полицейский нуар о расследовании, снятый для жанра стандартно. Проходной для жанра и режиссера фильм.

Опасность (Jeopardy), 1953

-2

Шестнадцатый фильм Стёрджеса значительно лучше. Это короткий (всего 69 минут), но эффектный триллер, не совсем справедливо причисляемый к нуару. Муж героини Барбары Стэнвик попадает в ловушку на пляже, застревая под досками на линии прибоя. После того, как она отправляется за помощью, её берёт в заложницы бандит. Теперь героине нужно как можно быстрее решить сразу две задачи: спастись самой и спасти мужа.

Побег из Форта Браво (Escape from Fort Bravo), 1953

-3

Восемнадцатый фильм режиссера и первый вестерн в его карьере. Забегая вперед, можно сказать, что именно в вестерне режиссер чувствовал себя увереннее всего. В сюжетном отношении "Побег из Форта Браво" - своеобразная репетиция перед гораздо более мощным "Великим побегом". Это история побега группы солдат-конфедератов из лагеря северян.

Плохой день в Блэк Роке (Bad Day at Black Rock), 1955

-4

Первый жанровый шедевр Стёрджеса. В этом современном вестерне (структура сюжета и типажи взяты из вестерна, но время действия перенесено во время после Второй Мировой) ветеран войны в исполнении Спенсера Трэйси приезжает в небольшой городок, чтобы отдать награду погибшего товарища его отцу. Нюанс в том, что погибший, как и его отец были не совсем той национальности, к которой безопасно принадлежать в этом месте. Одна из сильнейших ролей Трэйси, у которого получился настоящий герой-стоик.

Под водой! (Underwater!), 1955

-5

Крупнобюджетная бестолковая поделка. 50 лет спустя будет снят фильм "Добро пожаловать в Рай", единственной причиной съемок которого было показать Джессику Альбу в бикини со всех ракурсов. В фильме "Под водой!" реализован аналогичный принцип, только в бикини здесь Джейн Рассел, а откровенности на порядок меньше, 55-й год всё-таки.

Ответный удар (Backlash), 1956

-6

Симпатичный вестерн с Ричардом Уидмарком в роли ковбоя, который ищет убийц своего отца, но находит совсем иное. Финальный твист практически один в один был повторен в фильме "Империя наносит ответный удар". "Ответный удар" - фильм достойный. Не шедевр, но выше среднего для вестернов 50-х уровня.

Перестрелка в О.К. Коррал (Gunfight at the O.K. Corral), 1957

-7

Главный коммерческий хит Стёрджеса на момент выхода. Еще одна вариация на тему Уайата Эрпа, Дока Холлидея и самой известной перестрелки в истории Дикого Запада. Эрпа играет Ланкастер, Холлидея - Дуглас. Кино достойное, но, откровенно говоря, уступает многим другим фильмам Стёрджеса. Лучшим фильмом об Эрпе тоже не назвать.

Оседлай ветер (Saddle the Wind), 1958

-8

Еще один вестерн, правда в титрах имени Стёрджеса нет. Фильм снят Робертом Пэрришем по сценарию Рода Серлинга, но переснимался и перемонтировался при участии Стёрджеса. В результате получилось очень странное кино с хорошим замахом в начале, но полное не выстреливших сюжетных ружей. Такое в Голливуде случается. Как сейчас, так и раньше.

Закон и Джейк Уэйд (The Law and Jake Wade), 1958

-9

Еще один не великий, но достойный пристального внимания вестерн, исследующий дуальность морали Дикого Запада. Бывший бандит, ныне законник, помогает бежать из тюрьмы своему компаньону, так и оставшемуся по ту сторону закона. Возвращает таким образом старый долг. Но компаньону этого оказывается недостаточно, и он требует от героя других услуг, на которые последние пойти уже не готов.

Старик и море (The Old Man and the Sea), 1958

-10

Блокбастер своего времени. Экранизация Хемингуэя с одним из самых популярных актеров своего поколения Спенсером Трэйси, сохранившим популярность и в конце 50-х. Стоит сказать, что это в значительной большей степени голливудский фильм, чем экранизация, но харизмы исполнителя главной роли хватает, чтобы придать зрелищу осмысленности.

Последний поезд из Ган Хилл (Last Train from Gun Hill), 1959

-11

Стёрджес снимает один из лучших голливудских вестернов 50-х. Кирк Дуглас играет мстителя, приехавшего в чужой город, чтобы найти убийцу жены. Город держит под полным контролем его старый знакомый и компаньон в исполнении Энтони Куинна. Нюанс в том, что убийцей является сын персонажа Куинна. Нехитрый сюжет, но Стёрджес вытянул из него максимум возможного.

Никогда не было так мало (Never So Few), 1959

-12

Военный боевик (место действия - Бирма, время - Вторая Мировая), который в значительной степени опередил своё время. Такое чувство, что снят он был в конце 60-х, а не десятью годами ранее. Хотя без любовного треугольника дело не обходится (Синатра - Лоллобриджида - МакКуин), акцент сделан на боевые сцены, а не на терзания героев. Для своего времени фильм выглядит одновременно зрелищно и свежо.

Великолепная семерка (The Magnificent Seven), 1960

-13

Ремейк "Семи самураев" Куросавы нельзя назвать вещью равновеликой оригиналу, но среди голливудских вестернов, как классических, так и ревизионистских это безусловный шедевр. Не тот шедевр, который переписал принципы и законы съемки вестернов; не тот, который опередил свое время, но тот, который несмотря на свою простоту и прямолинейность со временем не стал ничуть хуже. И форма, и содержание этого фильма вполне актуальны и сегодня. Любопытный момент, у фильма есть три сиквела, которые не то, чтобы категорически плохи, но испытания временем не выдержали совсем. Правда Стёрджес к ним никакого отношения уже не имел.

Большой побег (The Great Escape), 1963

-14

Если в России самый известный фильм Стёрджеса - несомненно "Великолепная семерка", то в США этот титул принадлежит "Большому побегу". Именно это кино сделало из Стива МакКуина одного из главных актеров поколения. Кроме того, это лучший фильм о побеге из лагеря/тюрьмы среди приключенческих лент. Самый серьезный из несерьезных и самый развлекательный из военных экшнов Голливуда.

Тропа Аллилуйя (The Hallelujah Trail), 1965

-15

Не могу назвать этот комедийный вестерн удачей Стёрджеса, для комедии фильм подзатянут, но люблю это кино. Смешных эпизодов хватает, а Берт Ланкастер сыграл здесь одну из самых забавных и беззаботных ролей в карьере. Не Must See, но May See.

Дьявольский микроб (The Satan Bug), 1965

-16

А вот следующий фильм Стёрджеса иначе как провалом сложно назвать. Это экранизация романа Алистера МакЛина о похищенном из сверхсекретной лаборатории США супервирусе напоминает не голливудским фильм класса А из 60-х, а что-то из бэшек из 90-х. Детективный триллер, который слаб и как детектив, и как триллер.

Час оружия (Hour of the Gun), 1967

-17

Стёрджес возвращается к истории Эрпа и Холлидея, но если десятью годами ранее его больше интересовали события до, то теперь он сосредотачивает внимание на последствиях перестрелки. По духу фильм ближе к ревизионистским, чем к классическим вестернам, но оставляет ощущение недосказанности. Режиссер останавливается в паре шагов от того, чтобы сделать жесткий и брутальный вестерн, хотя в намерения, судя по прологу, это входило.

Полярная станция «Зебра» (Ice Station Zebra), 1968

-18

Вторая экранизация МакЛина получилась заметно сильнее первой. Более того, это одна из лучших альтернатив бондиане, на которую сподобился Голливуд в 60-х. При этом назвать однозначно удачным этот шпионский триллер Холодной Войны тоже нельзя. Большая часть действия происходит на подводной лодке, и, если честно, выглядит эта часть довольно скучно, зато финал, в котором герои добираются до полярной станции, работает отлично.

Джо Кидд (Joe Kidd), 1972

-19

Стёрджес возвращается к жанру вестерна, в котором он чувствовал себя органичнее всего, и снова снимает очень достойное кино. На этот раз в главной роли Клинт Иствуд, находившийся в 1972-м году на пике своей творческой и физической формы. У тандема получился ревизионистский, но при этом чисто развлекательный вестерн. Редкое для 1972-м года сочетание, когда вестерны поголовно ушли в реализм и натурализм.

Кони Вальдеса (Valdez il mezzosangue), 1973

-20

А вот работа с Чарльзом Бронсоном у Стёрджеса не задалась, хотя Чарли и снимался у режиссера ранее неоднократно. Этот снятый в Италии вестерн стал одним из слабых фильмов и для актера, и для режиссера. Стёрджес сам признал провал и самоустранился от производства, так что почти готовый фильм был частично переснят итальянцем Дуллио Колетти.

МакКью (McQ), 1974

-21

Существует шутка, согласно которой, единственной причиной существования этого фильма стало желание продюсеров показать Джона Уэйна с автоматическим оружием в руках. Получился очень неплохой городской боевик, в котором Уэйн исполняет роль полицейского, изрядно напоминающего Гарри Каллахана.

Орел приземлился (The Eagle Has Landed), 1976

-22

Последний фильм Стёрджеса, после которого режиссер покинул кино, стоит отнести к его удачам. Это военно-диверсионный триллер о попытке похищения Черчиля в 1943-м году совместными силами немцев и ирландцев.