Джон Стёрджес. Режиссер. Снимал кино. Мужское кино. Нуары, вестерны, триллеры, военные фильмы. На этом в принципе можно было закончить вводное слово и приступить непосредственно к разбору, так как большую того, что стоит сказать о Стёрджесе, я уже написал в разборе фильмографии Дж. Ли Томпсона. Но на тот случай, если кто-то пропустил тот текст, повторюсь.
Джон Стёрджес - представитель "серединного" поколения голливудских постановщиков. Как Олдрич и Сигел он дебютировал на рубеже 40-х и 50-х. Снимал низкобюджетные ремесленные работы, потом ему доверили более крупные проекты, а в 60-х, подобно всё тем же Олдричу и Сигелу он стал одним из главных жанровых режиссеров Голливуда. Последнее неудивительно самые крупные фигуры Золотого Века Голливуда в 60-х либо сошли с дистанции, либо их фильмы уже оставляли желать лучшего. Поколения Нового Голливуда еще не успело дебютировать и на первый план вышли режиссеры второго эшелона из 50-х. Вообще Голливуд 60-х - не самое простое в истории главной киноиндустрии мира, но даже тогда снимались крайне любопытные жанровые фильмы. И к части из них приложил руку Джон Стёрджес.
За свою карьеру Джон Стёрджес снял 42 полнометражных игровых фильма. Некоторые из них в соавторстве. Из них довелось посмотреть 22, поэтому разбор фильмографии получился выборочным.
О 22-х фильмах, к которым приложил руку Джон Стёрджес
Загадочная улица (Mystery Street), 1950
Стёрджес дебютировал в 1946-м, и первые его фильмы были нуарами. Судя по всему нуарами не самого высокого уровня, так как даже профессиональные справочники по нуару их, как правило, игнорируют. "Загадочная улица" - его десятый фильм. Это полицейский нуар о расследовании, снятый для жанра стандартно. Проходной для жанра и режиссера фильм.
Опасность (Jeopardy), 1953
Шестнадцатый фильм Стёрджеса значительно лучше. Это короткий (всего 69 минут), но эффектный триллер, не совсем справедливо причисляемый к нуару. Муж героини Барбары Стэнвик попадает в ловушку на пляже, застревая под досками на линии прибоя. После того, как она отправляется за помощью, её берёт в заложницы бандит. Теперь героине нужно как можно быстрее решить сразу две задачи: спастись самой и спасти мужа.
Побег из Форта Браво (Escape from Fort Bravo), 1953
Восемнадцатый фильм режиссера и первый вестерн в его карьере. Забегая вперед, можно сказать, что именно в вестерне режиссер чувствовал себя увереннее всего. В сюжетном отношении "Побег из Форта Браво" - своеобразная репетиция перед гораздо более мощным "Великим побегом". Это история побега группы солдат-конфедератов из лагеря северян.
Плохой день в Блэк Роке (Bad Day at Black Rock), 1955
Первый жанровый шедевр Стёрджеса. В этом современном вестерне (структура сюжета и типажи взяты из вестерна, но время действия перенесено во время после Второй Мировой) ветеран войны в исполнении Спенсера Трэйси приезжает в небольшой городок, чтобы отдать награду погибшего товарища его отцу. Нюанс в том, что погибший, как и его отец были не совсем той национальности, к которой безопасно принадлежать в этом месте. Одна из сильнейших ролей Трэйси, у которого получился настоящий герой-стоик.
Под водой! (Underwater!), 1955
Крупнобюджетная бестолковая поделка. 50 лет спустя будет снят фильм "Добро пожаловать в Рай", единственной причиной съемок которого было показать Джессику Альбу в бикини со всех ракурсов. В фильме "Под водой!" реализован аналогичный принцип, только в бикини здесь Джейн Рассел, а откровенности на порядок меньше, 55-й год всё-таки.
Ответный удар (Backlash), 1956
Симпатичный вестерн с Ричардом Уидмарком в роли ковбоя, который ищет убийц своего отца, но находит совсем иное. Финальный твист практически один в один был повторен в фильме "Империя наносит ответный удар". "Ответный удар" - фильм достойный. Не шедевр, но выше среднего для вестернов 50-х уровня.
Перестрелка в О.К. Коррал (Gunfight at the O.K. Corral), 1957
Главный коммерческий хит Стёрджеса на момент выхода. Еще одна вариация на тему Уайата Эрпа, Дока Холлидея и самой известной перестрелки в истории Дикого Запада. Эрпа играет Ланкастер, Холлидея - Дуглас. Кино достойное, но, откровенно говоря, уступает многим другим фильмам Стёрджеса. Лучшим фильмом об Эрпе тоже не назвать.
Оседлай ветер (Saddle the Wind), 1958
Еще один вестерн, правда в титрах имени Стёрджеса нет. Фильм снят Робертом Пэрришем по сценарию Рода Серлинга, но переснимался и перемонтировался при участии Стёрджеса. В результате получилось очень странное кино с хорошим замахом в начале, но полное не выстреливших сюжетных ружей. Такое в Голливуде случается. Как сейчас, так и раньше.
Закон и Джейк Уэйд (The Law and Jake Wade), 1958
Еще один не великий, но достойный пристального внимания вестерн, исследующий дуальность морали Дикого Запада. Бывший бандит, ныне законник, помогает бежать из тюрьмы своему компаньону, так и оставшемуся по ту сторону закона. Возвращает таким образом старый долг. Но компаньону этого оказывается недостаточно, и он требует от героя других услуг, на которые последние пойти уже не готов.
Старик и море (The Old Man and the Sea), 1958
Блокбастер своего времени. Экранизация Хемингуэя с одним из самых популярных актеров своего поколения Спенсером Трэйси, сохранившим популярность и в конце 50-х. Стоит сказать, что это в значительной большей степени голливудский фильм, чем экранизация, но харизмы исполнителя главной роли хватает, чтобы придать зрелищу осмысленности.
Последний поезд из Ган Хилл (Last Train from Gun Hill), 1959
Стёрджес снимает один из лучших голливудских вестернов 50-х. Кирк Дуглас играет мстителя, приехавшего в чужой город, чтобы найти убийцу жены. Город держит под полным контролем его старый знакомый и компаньон в исполнении Энтони Куинна. Нюанс в том, что убийцей является сын персонажа Куинна. Нехитрый сюжет, но Стёрджес вытянул из него максимум возможного.
Никогда не было так мало (Never So Few), 1959
Военный боевик (место действия - Бирма, время - Вторая Мировая), который в значительной степени опередил своё время. Такое чувство, что снят он был в конце 60-х, а не десятью годами ранее. Хотя без любовного треугольника дело не обходится (Синатра - Лоллобриджида - МакКуин), акцент сделан на боевые сцены, а не на терзания героев. Для своего времени фильм выглядит одновременно зрелищно и свежо.
Великолепная семерка (The Magnificent Seven), 1960
Ремейк "Семи самураев" Куросавы нельзя назвать вещью равновеликой оригиналу, но среди голливудских вестернов, как классических, так и ревизионистских это безусловный шедевр. Не тот шедевр, который переписал принципы и законы съемки вестернов; не тот, который опередил свое время, но тот, который несмотря на свою простоту и прямолинейность со временем не стал ничуть хуже. И форма, и содержание этого фильма вполне актуальны и сегодня. Любопытный момент, у фильма есть три сиквела, которые не то, чтобы категорически плохи, но испытания временем не выдержали совсем. Правда Стёрджес к ним никакого отношения уже не имел.
Большой побег (The Great Escape), 1963
Если в России самый известный фильм Стёрджеса - несомненно "Великолепная семерка", то в США этот титул принадлежит "Большому побегу". Именно это кино сделало из Стива МакКуина одного из главных актеров поколения. Кроме того, это лучший фильм о побеге из лагеря/тюрьмы среди приключенческих лент. Самый серьезный из несерьезных и самый развлекательный из военных экшнов Голливуда.
Тропа Аллилуйя (The Hallelujah Trail), 1965
Не могу назвать этот комедийный вестерн удачей Стёрджеса, для комедии фильм подзатянут, но люблю это кино. Смешных эпизодов хватает, а Берт Ланкастер сыграл здесь одну из самых забавных и беззаботных ролей в карьере. Не Must See, но May See.
Дьявольский микроб (The Satan Bug), 1965
А вот следующий фильм Стёрджеса иначе как провалом сложно назвать. Это экранизация романа Алистера МакЛина о похищенном из сверхсекретной лаборатории США супервирусе напоминает не голливудским фильм класса А из 60-х, а что-то из бэшек из 90-х. Детективный триллер, который слаб и как детектив, и как триллер.
Час оружия (Hour of the Gun), 1967
Стёрджес возвращается к истории Эрпа и Холлидея, но если десятью годами ранее его больше интересовали события до, то теперь он сосредотачивает внимание на последствиях перестрелки. По духу фильм ближе к ревизионистским, чем к классическим вестернам, но оставляет ощущение недосказанности. Режиссер останавливается в паре шагов от того, чтобы сделать жесткий и брутальный вестерн, хотя в намерения, судя по прологу, это входило.
Полярная станция «Зебра» (Ice Station Zebra), 1968
Вторая экранизация МакЛина получилась заметно сильнее первой. Более того, это одна из лучших альтернатив бондиане, на которую сподобился Голливуд в 60-х. При этом назвать однозначно удачным этот шпионский триллер Холодной Войны тоже нельзя. Большая часть действия происходит на подводной лодке, и, если честно, выглядит эта часть довольно скучно, зато финал, в котором герои добираются до полярной станции, работает отлично.
Джо Кидд (Joe Kidd), 1972
Стёрджес возвращается к жанру вестерна, в котором он чувствовал себя органичнее всего, и снова снимает очень достойное кино. На этот раз в главной роли Клинт Иствуд, находившийся в 1972-м году на пике своей творческой и физической формы. У тандема получился ревизионистский, но при этом чисто развлекательный вестерн. Редкое для 1972-м года сочетание, когда вестерны поголовно ушли в реализм и натурализм.
Кони Вальдеса (Valdez il mezzosangue), 1973
А вот работа с Чарльзом Бронсоном у Стёрджеса не задалась, хотя Чарли и снимался у режиссера ранее неоднократно. Этот снятый в Италии вестерн стал одним из слабых фильмов и для актера, и для режиссера. Стёрджес сам признал провал и самоустранился от производства, так что почти готовый фильм был частично переснят итальянцем Дуллио Колетти.
МакКью (McQ), 1974
Существует шутка, согласно которой, единственной причиной существования этого фильма стало желание продюсеров показать Джона Уэйна с автоматическим оружием в руках. Получился очень неплохой городской боевик, в котором Уэйн исполняет роль полицейского, изрядно напоминающего Гарри Каллахана.
Орел приземлился (The Eagle Has Landed), 1976
Последний фильм Стёрджеса, после которого режиссер покинул кино, стоит отнести к его удачам. Это военно-диверсионный триллер о попытке похищения Черчиля в 1943-м году совместными силами немцев и ирландцев.