Найти в Дзене
Рассказы.

Последния часть Гармоний

В визуальных искусствах, и даже в живописи, цвета — лишь один из блоков, образующих целое. Еще одним компонентом гармонии (или дисгармонии) могут быть пропорции, и тут уместно вспомнить про золотое сечение, как про него вспомнили художники эпохи Возрождения. Одним из первых гармоническое деление для разных фигуративных элементов начал применять Леонардо да Винчи, а до совершенства, используя еще и уверенные, но мягкие линии, довел Рафаэль. Пабло Пикассо однажды емко резюмировал: «Да Винчи пообещал нам рай, а Рафаэль дал нам его». Работы Рафаэля, вероятно, идеальный пример гармонии в живописи, если понимать ее как совершенство. Но совершенство тоже может со временем надоесть. В конце XIX века французский художник Эдгар Дега создал серию картин, изображающих жокеев перед скачкой, абсолютно наплевав на принципы гармонии. На одной из них часть обзора зрителю вообще загораживает столб. В художественном мире это вызвало скандал, но, с другой стороны, картины Дега предвосхитили XX век, в кот

Эдгар Дега. Скаковые лошади перед трибунами. Музей Орсе
Эдгар Дега. Скаковые лошади перед трибунами. Музей Орсе

В визуальных искусствах, и даже в живописи, цвета — лишь один из блоков, образующих целое. Еще одним компонентом гармонии (или дисгармонии) могут быть пропорции, и тут уместно вспомнить про золотое сечение, как про него вспомнили художники эпохи Возрождения. Одним из первых гармоническое деление для разных фигуративных элементов начал применять Леонардо да Винчи, а до совершенства, используя еще и уверенные, но мягкие линии, довел Рафаэль. Пабло Пикассо однажды емко резюмировал: «Да Винчи пообещал нам рай, а Рафаэль дал нам его».

Работы Рафаэля, вероятно, идеальный пример гармонии в живописи, если понимать ее как совершенство. Но совершенство тоже может со временем надоесть. В конце XIX века французский художник Эдгар Дега создал серию картин, изображающих жокеев перед скачкой, абсолютно наплевав на принципы гармонии. На одной из них часть обзора зрителю вообще загораживает столб. В художественном мире это вызвало скандал, но, с другой стороны, картины Дега предвосхитили XX век, в котором окончательно стало понятно, что никаких единых правил гармонии быть не может.

Равновесия как Гармония
Равновесия как Гармония

Но в конце концов гармония у каждого своя

Поиски гармонии не закончились, но привели нас к ситуации, когда она у каждого своя. Да, это по-прежнему единство противоположностей, но противоположности мы теперь интерпретируем намного шире, поэтому вполне можем наслаждаться атональной музыкой, ходить на выставки концептуального искусства и серьезно воспринимать эклектичные философские модели. Даже намеренную борьбу с гармонией — не важно, в какой сфере, — можно воспринимать как попытку найти новую точку равновесия.