Из текстов Священного Писания мы знаем, что Иисус выбрал себе в спутники 12 апостолов – ближайших учеников, которые сопровождали его на протяжении земного пути. После Вознесения Христова каждый ученик, кроме повесившегося Иуды, получил дар красноречия, а также возможность исцелять больных, воскрешать мертвых и совершать иные чудеса. И хотя Иисус любил всех апостолов, считается, что один из них все же пользовался особым его расположением. Возможно ли такое?
Иисусу было, согласно евангелисту Луке, около 30 лет, когда он начал проповедовать и совершать чудеса. Тогда же он призвал первых учеников – Андрея, прозванного Первозванным, и его брата Петра. Оба апостола родились в Галилее и были рыбаками. Затем к Христу присоединились братья Иоанн и Иаков Зеведеевы, Филипп, Варфоломей и другие ученики.
В христианской традиции особое место занимает апостол Петр. Его настоящее имя – Симон, а Петром его стали называть позже. Имя заимствовано из греческого языка и означает «камень». Сам Иисус называл своего ученика «Кифа»: это слово тоже переводится как «камень» с арамейского языка.
Почему Петр играет такую важную роль в христианстве? Считается, что именно ему Иисус поручил создать новую Церковь:
«Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:18-19)
В другом эпизоде Христос назвал его пастырем (пастухом):
«Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих»
Метафорически подразумевается, что Иисус вверил ему паству – прихожан новой церкви, христианской. Все это говорит о том, что Петр пользовался огромным доверием и расположением Христа. Иисус даже простил апостолу троекратное отречение от него после ареста. Однако, несмотря на это, любимым учеником Христа все же считается другой.
Один из апостолов, Иоанн Зеведеев (Иоанн Богослов), написал «Евангелие от Иоанна». В тексте неоднократно упоминается некий «возлюбленный ученик Иисуса», которого Христос выделял особенно. И в тексте Евангелия встречается единственное указание на то, кем мог быть этот ученик:
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его — Ин. 21:24
То есть сам автор Евангелия (Иоанн) и был, согласно этому утверждению, любимым учеником. Правда ли это? Стоит вспомнить, как сложилась судьба Иоанна Зеведеева. Во-первых, он – единственный из 12 учеников, который не отрекся от Христа, не испугался и не убежал, когда того взяли под арест в Гефсиманском саду. Он сопровождал Иисуса до самого конца, присутствовал вместе с Богородицей и Марией Магдалиной при распятии. На кресте Иисус поручил ему заботиться о своей матери, что Иоанн и исполнил.
Во-вторых, Иоанн Зеведеев – единственный ученик Христа, который умер своей смертью, дожив до старости. Другие апостолы приняли мученическую смерть в разных частях Римской империи.
В-третьих, когда апостол проповедовал на острове Патмос, он на несколько дней удалился в пещеру, где находился в посте и уединение. И там ему было явление Господа, получившее название «Откровение Иоанна Богослова», или «Апокалипсис». Этот один из важнейших новозаветных текстов. Так что версия о том, что Иоанн был любимым апостолом, жизнеспособна.
У исследователей есть и другие гипотезы. Например, возможно, что упомянутый «любимый ученик» – это лишь собирательный, символический образ истинного последователя христианского вероучения.
________________________
Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)
Также читайте: Евангелия от Петра, Марии, Фомы и другие апокрифы, отвергнутые церковью