В современной России существуют популярные неопротестантские религиозные течения, среди которых особенно выделяются харизматы и неопятидесятники. Хотя между этими двумя течениями есть различия, их богослужебные практики достаточно сходны. В Твери самой известной группой неопятидесятников является «Церковь Христа Воскресшего». Ее адепты, как и другие неопятидесятники, оказывают людям, попавшим под влияние пагубных привычек, помощь. Дело благородное. Но что, по мнению экспертов-теологов, часто скрывается за такими благими побуждениями?
Харизматское движение берет свое начало еще в 1960 году прошлого века, когда епископальный священник из США Деннис Беннет рассказал прихожанам о своем опыте «крещения Святым Духом». «Крещение Святым Духом» – понятие из Нового Завета, связанное с жизненным путем христианина. Однозначного толкования нет, но приверженцы харизматского движения понимают его как особый опыт, который открывает перед тем, кто его пережил, особую способность – способность к глоссолалии. У адептов появляется возможность молиться на существующих и несуществующих языках, они начинают произносить слова, которые ни им, ни кому-либо другому непонятны.
И харизматы, и неопятидесятники придают ключевое значение «Крещению Святым Духом». Но все-таки есть и отличия. Теолог, преподаватель ТвГУ Андрей Безруков иллюстрирует эту разницу на примере собраний: «собрания неопятидесятников проходят просто и консервативно, харизматы же, напротив, сопровождают мероприятия хаотическими движениями, надрывными эмоциями – криками, хлопками, танцами, истеричным смехом, катанием по полу. На вопрос, почему харизматизм приобрел большую популярность еще в 60-х годах, когда он только-только зародился, никто не может ответить однозначно. Одни связывают это с массовым психозом, другие находят в деятельности адептов этого течения проявления нечистой силы. К такому мнению, к слову, склоняются баптисты».
Андрей Безруков, который неоднократно присутствовал на подобных собраниях, смотрит на феномен харизматизма под разными углами: «С одной стороны, я видел людей, искренне тянущихся к Христу, с другой – поражала примитивность формы харизматского богослужения». Но главная проблема кроется вовсе не в форме богослужебных практик, подчеркивает теолог.
Проблемы начинаются тогда, когда харизматы начинают своеобразным путем лечить людей от алкоголизма и наркозависимости. Отчаявшийся человек реагирует на объявление от реабилитационного центра, предлагающего помощь, и обращается к адептам харизматского движения. При детальном рассмотрении занавес «безобидности» намерений харизматов спадает. По словам Андрея Безрукова, программы по лечению от зависимости разрабатывают пасторы. В такую программу обычно входят полная изоляция человека от внешнего мира в квартире или загородном доме и постоянное изучение Библии – строго в трактовке харизматов. Ни о какой медицине речи не идет. А ведь именно помощь медика требуется людям, которых терзает зависимость от наркотиков или алкоголя, подчеркивает Андрей Безруков. Он полагает, что харизматы воздействуют на человека, потерявшего надежду на излечение. Надежда потеряна – и вот вдруг она находится в лице определенной религиозной группы. Слабовольный человек, естественно, поддастся чужому влиянию.
Знакомый Андрея Безрукова, молодой нижегородец, страдавший в прошлом от наркозависимости, рассказал, какой степени достигает обособление человека от внешнего мира. Это сложно себе представить в современности. После того как юноша благодаря работе с харизматами избавился от зависимости, его вынудили уйти на изоляцию в квартиру, оборвать общение даже с самыми близкими людьми, полностью выключиться из интернета. Нельзя было даже смотреть телевизор. И, как постоянный лейтмотив, – проповеди пастора. Молодому человеку удалось сбежать из реабилитационного центра. Последней каплей в чаше его терпения стала проповедь одного из западноукраинских пасторов. Священнослужитель, по-своему истолковав Писание, пришел к выводу, что для христианина нет ничего зазорного в том, чтобы использовать оружие. Тем более, как он сказал, есть отдельные категории людей, которых носить оружие обязывает служба. А этим правом их наделяет само государство. Наконец пастор добавил, что священная миссия по применению оружия во благо лежит на США.
Андрей Безруков, основываясь на опыте знакомого, отмечает, что некоторые церкви харизматов создают в умах прихожан негативный образ родной страны. Разве можно в таком случае говорить о свободе слова, свободе выбора, если мнения навязываются извне? Харизматы распространяют свои политические идеи, прикрываясь словами из Священного писания. Наконец, их действия могут навредить физически: при реабилитации с зависимыми людьми не работают врачи-профессионалы.
Андрей Безруков призывает граждан внимательнее присматриваться к различным реабилитационным центрам, чтобы уберечь самих себя и близких от подобного влияния.