Найти тему

Происхождение и наследие этрусков по данным археогенетики

Оглавление

Этрусская цивилизация занимала большую территорию центральной Италии в период железного века, включая современные регионы Тоскана, Лацио и Умбрия, с локальным расширением в соседние итальянские регионы на протяжении всего своего существования.

Этруски примечательны своей материальной культурой, включающей металлургию и вымершим, неиндоевропейским языком. Учитывая особенности, отличающие эту культуру от их соседей, географическое происхождение населения, связанного с этрусской цивилизацией, долгое время было темой интенсивных дискуссий еще в древние времена, с двумя главными конкурирующими гипотезами.

Первая предполагает анатолийское / эгейское происхождение, на что указывают древнегреческие историки Геродот и Гелланик Митиленский с Лесбоса. Эта гипотеза подтверждается присутствием древнегреческих культурных элементов в Этрурии в так называемый период ориентализирующего стиля, между VIII и VI веками до н. э.

Вторая гипотеза выступает за автохтонное развитие, о чём писал в I веке до н. э. древнегреческий историк Дионисий Галикарнасский. Согласно этой гипотезе, этруски были местными и произошли около 900 года до н. э. от людей, связанных с культурой протовилланова позднего бронзового века.

В то время как современные археологические данные поддерживают последнюю гипотезу, сохранение вероятного неиндоевропейского языка-изолята в окружении италийских индоевропейских языковых групп, таких как латины, является интригующим и все еще необъяснимым явлением, требующим дальнейших археологических, историко-лингвистических и генетических исследований.

-2

После более чем четырех столетий широкого регионального развития, в IV в. до н. э., этрусская цивилизация была ассимилирована римлянами в результате серии римско-этрусских войн, которые закончились в 264 году до н. э. Несмотря на этот период изменений, этрусские культурные и религиозные традиции сохранялись на протяжении последующих веков, даже после включения Этрурии в состав Римской империи после 27 г. до н. э.

-3

В период Великого переселения народов и после распада Западной Римской империи в V веке н. э. этот регион на короткое время был включен в состав Восточной Римской империи. После чего, в период раннего Средневековья, значительная часть Апеннинского полуострова была завоевана лангобардами, которые более двух столетий правили территорией в составе Лангобардского королевства до 774 года. На смену лангобардам на севере Италии пришла Каролингская империя, приемниками которой позже считали себя императоры Священной Римской империи.

Анализ ДНК людей, которые жили в течение вышеупомянутых периодов, может помочь разобраться в ряде вопросов.

А именно:

  1. Как сочетаются задокументированные исторические события с изменениями в моделях предков на уровне популяции?
  2. С чем были связаны эти изменения, с миграциями извне или повышенным уровнем мобильности?
  3. Как все эти процессы повлияли на генофонд современных итальянцев?

В течение последнего десятилетия генетические данные по теме этрусков были весьма противоречивы. Анализ мтДНК современных тосканцев продемонстрировал связь с нынешними анатолийскими популяциями, что было интерпретировано как свидетельство ближневосточного происхождения этрусков. Однако анализ древней мтДНК людей, связанных с этрусками, не показал никаких доказательств генетической преемственности между ними и современными популяциями из того же региона, за исключением некоторых изолированных мест в Тоскане. При этом древние геномы из Италии довольно ограничены, и по всей материковой её части доступны лишь скудные данные от неолита до Римской республики.

-4

У людей из Рима и окрестностей этого древнего города, времён железного века и Римской Республики (с 900 по 27 год до н. э.), преобладали генетические компоненты, которые характеризуют большинство европейцев начиная с бронзового века.

-5

Однако у троих человек были обнаружены компоненты Северной Африки и Ближнего Востока, что является еще одной демонстрацией широких связей Рима по всему Средиземноморью еще в железном веке. При этом неожиданным для исследователей оказалось то, что почти все люди более позднего, имперского периода в окрестностях столицы имели значительную долю восточносредиземноморского происхождения, которая позже сократилась в поздний античный и раннесредневековый периоды. Но степень, в которой эти изменения отражают процессы, происходившие на остальной части Апеннинского полуострова, еще предстояло выяснить.

И вот в новой работе авторы проанализировали геномные данные 70 человек из 12 археологических памятников, связанных с этрусками, и последующими группами с 800 г. до н.э. по 1000 г. н. э. Также были получены геномные данные 16 человек VIII в. н. э. из Венозы в Базиликате для сравнения генетического состава популяций в раннем Средневековье из Центральной и Южной Италии. Также данные были дополнены новыми радиоуглеродными датами.

-6

Совместно полученные результаты помогают решить ключевые вопросы, касающиеся генетического происхождения этрусских групп и их взаимоотношений с другими соседними и более поздними популяциями. Кроме того, авторы оценили генетическое влияние исторических событий, таких как создание Римской империи в Этрурии, охарактеризовали генетический состав людей раннего Средневековья в центральной и южной частях Апеннинского полуострова, а также выявили уровень генетической преемственности между древними культурами и современным населением.

Результаты

Анализ геномов 82 древних людей, почти за ~ 2000 лет итальянской истории из Тосканы, Лацио и Базиликаты, выявил основные эпизоды генетической изменчивости.

-7

В работе эти образцы были сгруппированы в три временных интервала на основе их радиоуглеродных дат и генетического сходства:

  1. 48 человек были сгруппированы в кластер железного века и Римской республики от 800 до 1 г. до н. э.
  2. 6 человек в имперский период от 1 до 500 г. н. э.
  3. 28 человек были отнесены к интервалу от 500 до 1000 г. н.э. При этом 12 образцов этого периода представляют Центральную Италию, а 16 Южную.

Железный век и Римская республика

На протяжении первого интервала (от 800 до 1 г. до н.э.) большинство образцов образуют однородный генетический кластер этрусков Италии.

-8

А их положение на графике анализа главных компонент совпадает с современными испанцами. Но были и единичные находки людей, которые генетически отличались от этрусков, в данной работе они представлены: четырьмя людьми с североафриканским генетическим профилем, тремя с центральноевропейским и одним с ближневосточным.

-9

Причём эти единичные представители не оставили существенного генетического наследия. Поэтому вопреки предыдущим предположениям генофонд этрусков, скорее всего не связан с миграциями с Ближнего Востока. Этруски напротив демонстрируют местный генетический профиль, общий с другими соседними популяциями, такими как латины из Рима и его окрестностей, несмотря на культурные и языковые различия между этими двумя соседними группами. При этом генетический профиль этрусков состоит из трёх основных компонентов, а именно неолитических анатолийских земледельцев, западноевропейских охотников-собирателей и скотоводов бронзового века из Причерноморско-Каспийской степи.

-10

Подтверждая тенденцию, наблюдаемую в большинстве других европейских регионов. Потому как степной генетический компонент, также достиг центральной Италии в эпоху бронзы, но раньше, чем Сардинии.

Из исследования 10 мая 2021 г.
Из исследования 10 мая 2021 г.

Примечательно, что у единственного образца, смещённого в сторону ближневосточного населения в анализах, модель смешения между неолитическими и степными предками не соответствует его генетическому профилю. Вместо этого профиль этого человека можно смоделировать как смесь между кластером этрусков и популяциями с Кавказа, как с территории Армении бронзового века, что указывает на единичное присутствие иранской родословной в Этрурии, по крайней мере, ко второму веку до н. э.

Анализ главных компонент выявляет полное совпадение между людьми железного века и Римской республики из Тосканы и Лацио, включая древний город Рим. А это указывает на то, что степные компоненты уже были широко распространены к железному веку в разноязычной среде, включая как носителей индоевропейских языков – италийских и кельтских, так и неиндоевропейского языка этрусков. Примечательно, что язык этрусков сохранился несмотря на значительную примесь, демонстрируя ситуацию очень схожую с басками.

Это лингвистическое постоянство в сочетании с генетическими изменениями бросает вызов упрощенным предположениям о том, что гены равны языкам, и предполагает более сложный сценарий, который, возможно, включал ассимиляцию ранних носителей италийских языков, сообществом, говорящим на этрусском языке, возможно, в течение длительного периода смешения во втором тысячелетии до н. э., ещё до появления собственно этрусской цивилизации. Этот сценарий выглядит более правдоподобным благодаря недавнему обнаружению степной родословной в Центральной Италии еще с 1650 года до н. э. с последующим её увеличением со временем.

Хотя этрусский язык считается реликтовым языком, который сохранился в Центральной Италии до имперского периода, он не был изолирован. Вместо этого он, по-видимому, был связан как с ретским языком, задокументированным в восточных Альпах у населения, которое, как утверждают древние историки, мигрировало из района Паданской низменности на севере Италии, так и с языком Лемносской стелы, на котором предположительно говорили на древнем Лемносе в Эгейском море.

Это оставляет открытым вопрос о том, могут ли эти "Тирренские языки" каким-то образом относиться к морским экспансиям из Восточного Средиземноморья. Однако отсутствие компонентов, связанных с иранской родословной у этрусков может также свидетельствовать о том, что тесная языковая близость через Средиземное море может отражать перемещения населения, но от Апеннинского полуострова.

В новом наборе данных самый ранний представитель с неместным генетическим профилем, датированный VII веком до н. э. (CAM002) близок к центральноевропейским популяциям того периода. В раннем железном веке как раз гальштатская культура, связанная с кельтскими группами, занимала регион к северу от Альп. Хотя существуют археологические свидетельства обмена товарами и технологиями между этрусской цивилизацией и северными культурными группами с VIII века до н. э., об обширных прямых контактах сообщается только позже, во времена латенской культуры, когда группы, связанные с кельтами, распространились по северной части современной Италии, ближе к этрусским территориям.

-12

В представленном наборе данных присутствует еще один человек (VET005) но уже датированный III веком до н. э., с таким же генетическим профилем, как у вышеописанного более древнего представителя CAM002, несмотря на их почти 400-летнюю разницу в датировках. Это говорит о преемственности в источнике центральноевропейской генетической родословной, изредка встречающейся в Этрурии в периоды от гальштатской до латенской культур. Однако за последние 4 столетия перед нашей эрой, в отличие от предыдущего четырёхсотлетнего периода, наблюдается больший вклад от людей, несущих неместные генетические профили, демонстрирующих наибольшее сходство с Ближним Востоком и Северной Африкой. Это может быть объяснено усилением контактов между Этрурией и другими регионами. Что наблюдается не только в прибрежных, но и во внутренних районах Этрурии. Показательный случай такой межконтинентальной связи наблюдается на археологическом участке Сан–Джермано в Ветулонии (VET), где даже в пределах одной и той же гробницы наблюдается четкий генетический переход от местного генетического профиля в VIII-VI веках до н. э. к предкам, связанным с Центральной Европой и Северной Африкой, в IV-III веках до н. э. В течение последнего периода аналогичный генетический сигнал, связанный с Северной Африкой наблюдается и у двух других людей из отдаленно расположенного участка Тарквинии в Лацио. Хотя требуется больше данных из этого временного интервала, чтобы определить, представляют ли эти находки распространённое явление, возможно, что на появление этой родословной повлияла карфагенская экспансия в Средиземном море.

Однако подавляющее большинство жителей первого тысячелетия до н. э. демонстрируют высокий уровень генетической преемственности на протяжении более 800 лет, начиная с периода после культуры виллановы до конца Римской республики.

Хотя в Этрурии не обнаружено повышенной близости к центральноевропейскому происхождению, авторы не исключают возможности того, что в соседних регионах имело место смешение с популяциями со схожими генетическими профилями, например, с группами, связанными с латинами.

Тем не менее, заметная генетическая стабильность в Этрурии на протяжении почти тысячелетия согласуется с историческими данными, которые описывают ее ассимиляцию в Римскую Республику как политический, а не демографический процесс, о чем свидетельствует сохранение этрусской культуры и ее языка в регионе на протяжении веков.

Римская империя

С вышеописанным резко контрастируют все проанализированные представители периода Римской империи от 1 до 500 г. н. э., которые демонстрируют заметный сдвиг в родословной в сторону Восточного Средиземноморья.

-13

Хотя на величину этого сдвига может повлиять изменение в погребальных обрядах — таких как кремация и ингумация — среди групп с течением времени, этот сдвиг четко отражает роль Римской империи в крупномасштабном перемещении людей во время повышенной социально-экономической и географической мобильности. В центральной Италии, в том числе вокруг самого Рима, обнаруженные новые предковые линии в основном происходили с Ближнего Востока, а не из других районов Империи. Генетическая замена ~50% предыдущего генофонда, связанного с этрусками, вероятно, была вызвана перемещением рабов и, возможно, солдат, а также большим притоком людей из Восточного Средиземноморья.

Кстати, по однородительским маркерам также наблюдается значительный сдвиг в имперский период.

-14

Если от 800 до 1 года до н. э. гаплогруппы Y-хромосомы на 75% состояли из линий R1b-P312 и её производных R1b-L2, которые распространялись со степными предками и ассоциированы с комплексом колоколовидных кубков, то в первом тысячелетии н. э., частота этой линии снижается примерно до 40% с появлением линий, связанных с Ближним Востоком, таких как J. Здесь стоит отметить, что разнообразие мтДНК, по-видимому, существенно не меняется в течение изученного временного интервала. При этом хотя авторы не могут исключить значительную мобильность женщин, заметный сдвиг в частоте гаплогрупп Y-хромосомы указывает на то, что всё же мобильность мужчин играла важную роль в наблюдаемых генетических изменениях начиная с имперского периода и далее.

-15

В Римской империи гражданство постепенно распространялось на все большее число классов свободных людей, пока эдикт Каракаллы в 212 году не предоставил гражданство всему свободному населению империи, что, вероятно, способствовало ещё большему смешению местного и неместного населения.

Новые данные из Этрурии показывают, что приток ближневосточных предков распространился далеко за пределы столичного региона, и предполагают, что эта более широкая модель перемещения населения, возможно, затронула значительные части Апеннинского полуострова.

Раннее Средневековье

А вот в эпоху раннего Средневековья, 500-1000 гг. н.э., наблюдается дополнительный генетический переход на некоторых бывших территориях Этрурии в результате распространения предков, связанных с Северной Европой.

-16

В моделях примесей этот вклад схож с таковым у людей, связанных с культурой лангобардов, хотя авторы не исключают и другие культурные группы. Таким образом, переселенцы, распространившиеся по большей части Итальянского полуострова после распада Западной Римской империи и создавшие Лангобардское королевство, могли оказать заметное влияние на генетический ландшафт Центральной Италии. При этом, анализ выявляет широкую преемственность населения между ранним Средневековьем и сегодняшним днем в регионах Тосканы, Лацио и Базиликаты, предполагая, что основной генофонд современных итальянцев из Центральной и Южной Италии был в значительной степени сформирован по меньшей мере 1000 лет назад.

Выводы

А в заключение можно сказать, что исследование проливает свет на пять основных аспектов в истории итальянцев:

  1. Люди, связанные с этрусской культурой, имели высокую долю степных предков, несмотря на то, что говорили на неиндоевропейском языке. Степное происхождение этрусков могло быть связано с носителями италийских языков бронзового века, возможно, в результате длительного процесса смешения, что привело к частичному языковому сдвигу. Поэтому распространение степной родословной не всегда означает распространение индоевропейских языков.
  2. После примеси бронзового века, генофонд, связанный с этрусками, оставался в целом однородным в течение почти 800 лет, несмотря на единичные находки людей ближневосточного, североафриканского и центральноевропейского происхождения.
  3. В период Римской империи приток людей из Восточного Средиземноморья привёл к замене значительной части генетического профиля этрусков.
  4. В раннее Средневековье дополнительный генетический вклад, связанный с Северной Европой был привнесён германскими племенами.
  5. Генетический профиль современных жителей Центральной и Южной Италии в основном был сформировался к концу первого тысячелетия н. э.

И хотя для более чётких обоснований вышеуказанных выводов потребуется более широкий географический анализ древней ДНК по всей Италии, наблюдаемые, очень похожие демографические сдвиги в Тоскане и на севере Лацио, а также Риме и его окрестностях, подразумевают, что исторические события в течение первого тысячелетия н. э. определили крупномасштабные генетические преобразования на обширной части Апеннинского полуострова. Похожие события происходили на Пиренейском полуострове от железного века до наших дней. Не зря упоминались параллели с басками. Это говорит о том, что Римская империя, возможно, внесла длительный демографический вклад в генетический профиль жителей Южной Европы, преодолев разрыв между европейскими и ближневосточными популяциями на генетической карте Западной Евразии.

В будущем будем наблюдать, какие интересные дополнения внесут последующие исследования, для лучшего понимания истории этого региона.

Источник:

The origin and legacy of the Etruscans through a 2000-year archeogenomic time transect. 2021 Cosimo Posth, Valentina Zaro, Maria A. Spyrou, Stefania Vai, Guido A. Gnecchi-Ruscone, Alessandra Modi, Alexander Peltzer et al. doi.org/10.1126/sciadv.abi7673
-17

#наука #история #генетика #этруски #этруски это #археология #древний рим #римская империя #римская республика