На следующий день в предрассветных сумерках Аманда, Джейн, Стив и Эмма неспешно пробирались через город на старинное кладбище Хоулавадлагардюр. Фрея и Андерс должны были прибыть туда же на такси, так как после вчерашнего вечера Кельберг не стал возвращаться обратно в Боргарнес и переночевал у Фреи на диване. Пассажиры «Лэнд Ровера» задумчиво молчали и глазели по сторонам, пока Стив внимательно наблюдал за дорогой.
- Слушай, а с каких пор в Рейкьявике так пустынно? – негромко поинтересовался он у Эммы, но девушка лишь пожала плечами, зато Аманда с заднего сиденья смогла пролить свет на сложившуюся в городе ситуацию.
- Фрея говорила, что после того, как из-за Сулура закрыли границы, местные жители стали гораздо реже появляться на улице, чтобы не вызвать подозрения у полицейских патрулей – сказала она – А к иностранцам тут теперь вообще особое внимание! Видел бы ты, как на нас отреагировала Хельга Петерссон, когда мы приехали отблагодарить её за помощь…
- Да, она жутко испугалась и прогнала нас – добавила Джейн – Здесь теперь все хмурые и напряженные.
- Ну и дела – удивленно покачав головой, произнес Стив, выруливая на узкую улочку вдоль каменного забора кладбища – Надеюсь, что это не на долго.
- Если они открыли арсенал, то, боюсь, всё это затянется – заметила Эмма, указывая на свободное парковочное место по ходу движения – Давай сюда.
«Моби Дик» осторожно втиснулся в небольшой карман вдоль дороги, и компания высыпала наружу. Улица, на которой они остановились, была тихой и безлюдной даже по исландским меркам. По левую сторону дороги протянулся длинный трехэтажный жилой дом, шторы в окнах которого были наглухо закрыты, а свет горел всего в нескольких квартирах. Справа, за невысоким каменным забором и заслоном вечнозеленых хвойных деревьев раскинулось само кладбище, темное и заросшее.
У входа на территорию кладбища их встретили Кельберг и Фрея, держащая в руках несколько красных роз. Они ежились на февральском ветру и нервно озирались по сторонам, ожидая их прибытия. Коротко поздоровавшись, все прошли через маленькую кованную дверцу и двинулись вперед по укутанным в тени аллеям. Процессия шла молчаливо, воровато осматривая чужие старинные надгробия и размышляя каждый о своем. Дойдя до маленького недавно расчищенного участка, Андерс указал им на простой крест с небольшой табличкой и стянул с головы свою шапку.
- Эх, Гун… - буркнул себе под нос Стив и медленно подошел к могиле своего научного руководителя, наставника и друга, чтобы положить свои темно-красные гвоздики – Прости нас, дружище… Прости, что мы так тебя огорчили.
- Думаю, сейчас, он был бы доволен, что вы вернулись – тихо произнесла Фрея за его спиной, а Эмма встала рядом и взяла Стива за руку.
- Он всегда в тебя верил – сказала она, смахивая с глаз слезы – И в нашу экспедицию. Надеюсь, что он не в обиде…
- Покойся с миром, друг – коротко произнес Стив и отошел от креста обратно на аллею, поглубже засунув руки в карманы и склонив голову.
- Живи в наших сердцах – добавила Эмма и последовала за своим мужчиной, а через пару минут к ним присоединились и остальные.
Все так же молча они двинулись к выходу, но внезапная встреча на одной из аллей заставила их остановиться и нарушить молчание.
- Фрея! Андерс! – раздался негромкий женский голос, привлекая их внимание. К ним навстречу вышла высокая женщина в строгом сером пальто и с маленьким скромным букетом в руках – Простите, а вы, должно быть, Эмма Робертс? И Стивен Джонсон, верно?
- Верно – спокойно подтвердил Стив и пожал протянутую руку – Госпожа министр…
- Не нужно, просто Уннер. Гун называл меня так, и вам тоже следует – ответила госпожа министр окружающей среды Исландии Уннер Гуннарссон и вежливо улыбнулась собравшимся – Итак, значит, вы смогли вернуться? Я очень рада. Полагаю, что это было не просто. Жаль, что Гуннар не застал вашего возвращения, но… Спасибо, что навестили его. Уверена, он бы ворчал по этому поводу и советовал бы не тратить на него время, но в глубине души всегда хотел, чтобы о нем не забывали…
На глазах Уннер выступили слезы, и она быстро промокнула их платком, после чего виновато улыбнулась и постаралась продолжить.
- В любом случае, благодарю вас – закончила она свою фразу и уже собиралась уйти, но Эмма остановила её, вспомнив о визите инопланетной комиссии для оценки Сулура.
- Госпожа министр! Уннер, постойте…
- Да? – откликнулась она, с интересом глядя на Эмму.
- Послушайте, у вас же… У вас же есть связи в правительстве, верно? Вы должны предупредить своих друзей…
- О чем? – нахмурив брови и мгновенно став серьезной, спросила Уннер – Если вы хотите что-то сказать о вулкане и его… Устройстве, то это не ко мне, я больше этим не занимаюсь…
- Тогда передайте тем, кто занимается – осторожно взяв её за руку, ответила Эмма – Так это всё не закончится. Сулур – важный и дорогостоящий объект для многих заинтересованных лиц… За пределами нашей планеты. И скоро эти лица нагрянут к нам с проверкой…
- Вы уверены? – недоверчиво спросила госпожа министр, медленно обводя остальных взглядом – Такую информацию лучше держать при себе, друзья.
- Не волнуйтесь – заверила её Фрея, явно ощутившая укор от министра за тот акт неповиновения, что она совершила после смерти Гуннара, когда посветила в тайну Сулура Аманду и Джейн – Главное, чтобы об этом знали вы и остальные нужные лица.
- Я сделаю что смогу – кивнула Уннер и предложила на этом распрощаться. Стив и компания не стали возражать, поэтому быстро простившись с госпожой министром, они вышли за пределы кладбища и, кое-как уместившись в «Лэнд Ровер» отправились завтракать и дышать свежим воздухом на берегу залива в районе порта на севере города.
Они расположились прямо на камнях прогулочной дорожки, опоясывающей порт. Согреваясь чаем из термосов и прихваченными на заправке по пути сэндвичами, они молча любовались темно-синими водами Фахсафлоуи и ежились на ветру. Быстро покончив с едой, Джейн и Андерс спустились поближе к воде, чтобы покидать камушки, а Эмма и Фрея принялись собирать вещи обратно в машину, оставив Стива и Аманду наедине.
- Слушай, я хотел с тобой поговорить – начал Стив, глядя на то, как их дочь веселится у кромки залива – Про Джейн.
- Что ты задумал? – спокойно спросила женщина – Я перенесла наш вылет, мы улетим послезавтра.
- Я должен ей Диснейленд, помнишь? Во Флориде – виновато улыбнувшись бывшей супруге, ответил Стив – И я подумал… Может быть ты оставишь её со мной? Мы сможем добраться до континента на круизном лайнере, возьмем «Моби Дика» с собой, а там уже своим ходом доедем до Орландо…
- Черт, ты хоть представляешь, сколько это займет времени? – воскликнула Аманда, удивленно глядя на Стива – Ну ты и авантюрист, а! Не сидится тебе на месте. Ты же только что прилетел! А у неё вообще-то школа!
- Но там же ещё каникулы… - попытался Стив, глядя как Аманда закатывает глаза и хмурится в своём фирменном стиле – Обещаю, я верну её через две недели!
- А ей ты уже говорил? – кивнув на дочь, спросила Аманда.
- Ещё нет…
- Эмма с вами? - не давая бывшему мужу снова развести болтовню, быстро продолжила американка.
- Нет, она хочет навестить своих родителей, они живут в маленьком городке на северо-западе – ответил Стив, следя за дочерью – Так что только Джейн и я. Ты ведь наверняка занята на работе.
- Наверняка – подтвердила Аманда и, наконец-то, улыбнулась – Ладно. Две недели вам на все. И расходы на тебе!
- Договорились – усмехнулся Стив и пожал бывшей жене руку – Быстро ты сдалась!
- Ты вернулся с того света, приятель! Так что своей дочери ты должен гораздо больше, чем просто поездка в Диснейленд – спокойно ответила Аманда, поднимаясь на ноги – А я твои долги выплачивать не хочу.
- Спасибо! – бросил он ей вдогонку и зашагал к Джейн с хорошими новостями.
Через два дня, как и планировала, Аманда отправилась обратно в Штаты, а провожавшие её в аэропорту Стив и Джейн на обратном пути заскочили в большой гипермаркет и начали готовиться к своему путешествию. Перед выездом Стив договорился с Андерсом о ремонте своего видавшего виды «Лэнд Ровера», забронировал место на круизном лайнере и прикинул маршрут до парка развлечений Диснея по суше. Эмма охотно помогала им с планированием и сборами, попутно собирая в дорогу и себя. В итоге, двадцать восьмого февраля, спустя всего неделю с небольшим после своего возвращения, Стив и Эмма пригласили в гости Андерса и Фрею на последний ужин перед отправлением.
- Ну, надеюсь в этот раз обойдется без выхода в открытый космос, правда? – иронично спрашивала Фрея, пока хозяева вечера расставляли на столе горячие блюда – Или сразу предупредить NASA на ваш счет?
- Нет-нет, ничего такого, обещаю! – рассмеялся Стив и пополнил бокалы друзей вином, а стакан дочери колой – Исключительно увеселительная поездка!
- А я вообще в деревню еду! – подняв руку, сказала Эмма под дружный смех собравшихся за столом.
- Как будто это гарантирует нам спокойствие – покачал головой Андерс и предложил тост – Давайте так, ребята? Вы можете выйти из дома в любую сторону, но только для того, чтобы снова вернуться домой, идет?
- Идет! – дружно ответили Стив, Джейн и Эмма, звоном бокалов подкрепив свои слова. С удовольствием проведя вечер в компании дорогих людей, будущие путешественники зарядились теплом и весельем, а на следующий день встретили солнце уже у своего боевого «Лэнд Ровера», рвущегося в дорогу.
Загрузив в машину все необходимое для круиза и поездки по Америке, Стив устроил на заднем сидении сумку с провизией, а на переднее усадил дочь и, тщательно застегнув на ней ремень безопасности, захлопнул пассажирскую дверь и повернулся к стоящей рядом Эмме.
- Точно не нужно подвести тебя, а? – в тысячный раз спросил он у своей любимой девушки, на что получил точно такой же ответ, что и до этого.
- Точно. Общественный транспорт же есть! – обнимая Стива, сказала Эмма и крепко поцеловала его в губы – Всё будет хорошо, не волнуйся. Я буду вам писать и звонить, никуда не денусь! Нога уже в порядке, рюкзак у меня не тяжелый, мобильник заряжен, а пакетик с орешками для перекуса в легком доступе, прямо в куртке!
Эмма похлопала себя по карману и рассмеялась. Глядя на неё, Джейн тоже развеселилась и принялась подпевать радиоэфиру, смеша взрослых и создавая им хорошее настроение. Стив с легкой укоризной посмотрел на дочь, после чего снова вернулся к Эмме.
- Я вернусь примерно через три недели, хорошо?
- Как мы и планировали – кивнула Эмма, с теплом смотря на Стива – А я буду ждать тебя прямо там. Адрес не потеряй. Хотя, если потеряешь… Просто спроси, где тут живут Робертсы, и любой местный тебе подскажет. Городок-то маленький! Не заблудишься!
- Я обязательно тебя найду, Эм – решительно произнес Стив, целуя девушку в щеки и нос – Ты от меня не спрячешься.
- Я знаю. Удачной дороги, Стэф. Люблю тебя – с улыбкой ответила Эмма и подошла к машине – И тебя тоже, детка. Присматривай за ним, ладно?
- Конечно! – подмигнув девушке, ответила Джейн и ещё раз чмокнула Эмму в щеку – Со мной не забалует!
- Не сомневаюсь! – рассмеялась Эмма и проследила за тем, как Стив усаживается за руль.
- Мы напишем – серьезно произнес он, включая фары – Хорошей и тебе дороги, Эм. Я тоже тебя люблю.
- Ещё бы! До встречи, дорогой – чмокнув его на прощание, сказала девушка и помахала вслед уезжающей машине. Проводив её до выезда из двора, Эмма подхватила с лавочки у подъезда свой рюкзак и зашагала в сторону автобусной остановки.
Путь до Хоулара был довольно долгим, но взятая в дорогу потертая книга Агаты Кристи о пяти поросятах[1], перекусы и удобная подушка для шеи сделали четырехчасовую поездку на автобусе не слишком утомительной. Промчавшись мимо хребтов, озер, рек и фьордов, Эмма с теплым чувством добралась до знакомых ей с детства предгорных равнин, на которых приютился её маленький родной городок, и выбралась из автобуса на семьсот шестьдесят седьмом шоссе.
Разминая затекшие в поездке ноги, девушка с удовольствием смотрела на возвышающуюся над Хоуларом белую башню местной церкви и снова чувствовала себя подростком, вернувшемся домой во время университетских каникул. Закинув рюкзак на плечо, она улыбнулась солнцу, пробивающемуся через западные вершины гор, и медленно зашагала вверх по склону дороги в сторону маленьких одноэтажных домов с красными крышами в глубине городка.
С удовольствием вдыхая свежий горный воздух, Эмма добралась до крыльца, ведущего в родительский дом и, с небольшой тревогой, постучалась. Из-за двери послышался шум шагов и, до тех пор, пока она открылась, Эмму одолевали сомнения и какие-то мелкие страхи. Но, как только входная дверь распахнулась и навстречу ей вышел Иоганнес в своей неизменной домашней утепленной рубашке, а за его плечом выглянула Изабелла, все волнения сдуло, словно ветром.
- С возвращением, дорогая! – произнес её отец и завел девушку внутрь – Мы заждались!
Глядя на улыбающихся ей родителей, Эмма зашла в родной дом и отчетливо поняла, что её долгая поездка, наконец, подошла к концу.
В окошках маленького дома разгорелся свет, был слышен звон посуды и веселые разговоры, а над всем Хоуларом, словно в честь прибытия Эммы, разнеслась торжественная колокольная мелодия, льющаяся с вершины белой церковной башни. Солнце на прощание блеснуло лучами сквозь заснеженные горные вершины и скользнуло к горизонту, окутывая пейзаж первыми весенними сумерками. Дорога, ведущая в городок, была тиха и пустынна. Все были дома.
[1] «Пять поросят» - детективный роман Агаты Кристи, опубликованный в 1942 году. Повествование построено на необычном литературном приеме: одни и те же события рассказываются разными участниками.