Найти тему
От Байкала до Амура...

Проектировщики были в панике: четвертую часть населения составляли дети

В мире есть три вида лжи, утверждают скептики, - ложь, беспробудная ложь и статистика. Она, последняя, и правит миром. Так, в 1975-1976 годах в 93 строительных подразделениях, 11 строительных трестах «ГлавБАМстроя» было сосредоточено 60 тыс. рабочих, из которых на молодежь в возрасте 33 лет приходилось 75%, семейные составляли 43% состава кадров.

На 1 января 1984 численность обслуживающего персонала на Западном участке БАМа составляла 112463 человек. Из них работающих - 73324, железнодорожников - 6145, детей в возрасте до 14 лет - 31458. Проектировщики были в панике - четвёртую часть населения составляли дети. Как вышли из этого положения, расскажет вам Вячеслав Майер.

- В связи с высокой рождаёмостью и недостатком детских лечебно-профилактических учреждений на БАМе к 1977 году сложилась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, приведшая к росту детской смертности (до 40-50 на тысячу родившихся). В Тынде пришлось срочно перепрофилировать терапевтическое отделение в детское соматическое на 40 коек. Это позволило уже к 1979 году в 2 раза снизить детскую смертность. Были приняты экстренные меры по развитию детских соматических палат при всех существующих стационарах медицинской службы БАМа.

Бамовские дети были счастливы: их родители строили грандиозную железную дорогу
Бамовские дети были счастливы: их родители строили грандиозную железную дорогу

Здоровью подростков – серьёзное внимание

В Нижнеангарске построили родильный дом на 60 коек из средств, собранных на Всесоюзных субботниках. Такой же построили и в Тынде. По всей же стройке развернули родильные отделения при 9 больницах на 200 коек. Темпы капитального строительства медицинских объектов сильно отставали от планов. За 15 лет было освоено только 60% капиталовложений. Практически все дети строителей магистрали были охвачены врачебным наблюдением. Здоровью подростков уделялось серьёзное внимание. Только в одной Тынде действовало четыре подростковых кабинета. Они обслужили 4273 подростка. Показатель общей заболеваемости детей снизился к 1989 году на 28%.

В начальный период строительства основной костяк рабочей силы составляли мужчины (более 70%). И это закономерно, поскольку сфера приложения женского труда в транспортном строительстве ограничена. Неженатых мужчин на стройке было в 2,5 раза больше, чем замужних женщин. При этом 60% семейных мужчин жили одни, из них 56% были выходцами из районов Сибири и Дальнего Востока. Более 80% семейных и 6% несемейных строителей имели детей. Проектировали и строили детские дошкольные учреждения с учётом их работы в течение 9-11 месяцев в году круглосуточно. Почти 88% несемейных строителей были в возрасте до 30 лет.

Опросы по БАМу показали, что это была самая образованная транспортная новостройка СССР. Почти 55% молодых строителей имели полное среднее, средне - специальное и высшее образование. Кадры на БАМе подбирались с учётом профессиональной пригодности, однако 19% составляли люди, не имеющие строительных специальностей. Здесь доминировали незамужние женщины. Социальный портрет рабочего магистрали выглядел так - мужчина, возраст 31 год, образование средне - специальное, приехал из города, работает по 3-ему или 4-му разряду на современной строительной технике.

Дети играли и отдыхали в бригадных балках

На БАМе можно было наблюдать, как папы работали вместе с детьми (конечно, это не приветствовалось, но деваться было некуда). Негде и не с кем было оставить дома, а детских садов не было. Дети ездили всю смену в кабинах машин, часто меняясь, от одного водителя к другому. Играли и отдыхали в бригадных балках. К 1980-му году проблему детских садов на стройке решили.

Полностью не освещена надомническая работа женщин на БАМе, а были группы, которые занимались вязкой шерстяных изделий, кройкой и пошивом рабочих перчаток и рукавиц, изготовлением по заказу. Ателье одежды, шапок (мужских и женских) из местного меха. Отметим ещё одну особенность в деятельности транспортных строительных организаций - плановую заготовку дикоросов, лекарственных трав и кореньев. Это был существенный прибавок к бюджету семьи. Эти работы зачитывались в непрерывный рабочий стаж.

В 1975-1977 годах в использовании свободного времени использовались внешние источники - кино, выездные труппы, а местные, связанные с самоорганизацией населения, занимали подчинённое положение. Приведу еще несколько статистических данных. В свободное от работы время бамовцы занимались: сбором ягод и грибов - 43%, сбором кедровых орехов - 26%, охотой на боровую и водоплавающую дичь - 10,3%, рыболовством - 37%, охотой на пушных зверей - 7,2%, сбором лекарственных трав - 1,8%. Не занимались этими видами деятельности - 28% строителей. Эти данные характеризуют ответы 218 рабочих из СМП-572 треста «Нижнеангарсктрансстрой», Мостоотряда-53 треста «Мостострой №9», мехколонны 138 треста «ЗапБАМстроймеханизация». Опрос проводился в августе 1975 года на участке Уоян-Чильчигир.

Выступления студента «веселили город»

Особых проблем со школьным образованием не было. Детские сады, школы входили в перечень первоочередного строительства. В начальной стадии небольшое количество детей обучалось в местных школах и размещалось в интернатах при них. Школы с полным средним образованием на Западном участке БАМа находились в пос. Казачинское и Нижнеангарске. Мне бы хотелось отметить мало кому известный факт о школе Нижнеангарска. В ней получил образование известный книжник и полемист Иркутска 40-х и 50-х годов Игорь Самойлович Лапидус (1927-1974 годы жизни).

В напрочь идеализированной стране Игорю, студенту исторического факультета Иркутского госуниверситета, удавались дискуссии на тему «О любви». Его выступления против ревности - пережитка первобытно-общественной формации «веселили город». Власти ничего не могли поделать, не могли запретить в парках читать лекции «Закономерности любви», «Август Бебель о любви при социализме», «Мания ревности - «изобретение космополитов».

Блестящий собеседник из ленинградской репрессированной семьи, прекрасно образованной - его мама знала древнееврейский, идиш (язык европейских евреев - ашкеназов), французский, пела под гитару «на арамейском языке» - языке Библии. Его отец погиб в ГУЛАГе. При призыве в Красную Армию в 1945-м году, Игорь, что-то не то сказал и был арестован. В улан-удэнской тюрьме, известной тем, что в 1938 году там погиб лидер буддистов СССР Агван Доржиев, была НКВД (народный комиссариат внутренних дел СССР) от обысков собрана большая библиотека.

Тогда уже пытки в тюрьмах прекратились, и Игорь не особо переживал, осудят ли его по 58-й и оправят в лагерь - главное была возможность читать. Это приметил начальник тюрьмы, человек с неполным начальным образованием (типа охранника Сталина генерала Николая Власик), и решил повысить свой уровень знаний. Он приказал создать Игорю условия для того, чтобы он прочитывал 100 книг в сутки и ему их содержание докладывал за 15 минут! И Игорь это с блеском исполнял.

Уголовное дело рассыпалось, И.С. Лапидуса отпустили. Он смог окончить университет, в 1969 году защитил диссертацию, преподавал в вузах Иркутска.

"С добрым утром, малыши!" - как приятно такое читать! К 1980 году проблему детских садов на БАМе решили
"С добрым утром, малыши!" - как приятно такое читать! К 1980 году проблему детских садов на БАМе решили

Таёжная школа в Нижнеангарске

В 30-х годах был разработан бревенчатый (из кругляка), проконопаченный конопляной паклей, внутри оштукатуренный, на каменно-плиточном фундаменте проект таёжной семилетней школы. Двухэтажное здание в Нижнеангарске очень удобное. Отопление - печное, раздевалка на первом этаже, большие окна с простыми наличниками, туалет в здании, спортзал, библиотека, учительская. Туда вызывали провинившихся учеников «на ковёр», коим часто были шкуры медведей и сохатых. В кабинете директора часто были настенные карты Мира и СССР.

В учительской на стенах висели портреты Ленина-Троцкого в 20-х годах, потом, с 30-х - Сталина, а позже - Маленкова, Хрущёва, Брежнева. При входе - вешалка для одежды с полкой для головных уборов в стиле «бид-майер», редко - гвозди. Стояли книжные стеллажи и столы учителей с выдвижными ящиками. Обедали учителя, как правило, совместно в учительской в перерыве между сменами. В кабинете директора - массивный стол с чернильными приборами, обрамленными портретами вождей.

Под ногами - шкура медведя, в углу книжный стеллаж и вешалка. По периметру стен стулья - табуретки. Классы оборудованы партами, крутящейся доской, за которую ставили хулиганов, иногда на соль, а то и на кедровые орехи. Ничего изуверского пребывать «в углу» - обычно садились и следили за учителем, если поворачивал взгляд на тебя, то сразу приподнимались. Были кабинеты физики и химии (не везде). Полы крашены охрой, суриком, парты - кузбасс-лаком.

При здании был школьный огород, где изучали ботанику и его содержали школьники, были теплицы, конюшня, колодцы с журавлями. (На них иногда шалуны качались). Урожай «со школьных полей» шел на стол малоимущим гражданам, учителям и школьникам. Часто перед школой были бетонные памятники - бюсты Ленину и Сталину. В учительской и в кабинете директора стояли на стеллажах бюстики вождей, обязательно Пушкина и Горького. Бывали на стенах и портреты Маркса, Энгельса, Ленина, писателей прошлых веков, начиная с Радищева и заканчивая советскими с непременным Маяковским.

Спасибо, что читаете)))

В следующей публикации Вячеслава Майера вы узнаете, какими были бамовские школы, и как подростки убегали в Тынду. Не пропустите!