Найти тему

Подготовка к исповеди. Перечень грехов со святоотеческими комментариями.

Святой Исаак Сирин Ниневийский:

"Кто исповедует грехи свои и оставит их позади себя, тот сподобится милости от Бога."

Исповедь – это Таинство, требующие достойного приготовления, времени и упражнения. Сознание же своих грехов и самоукорение в них – это первые шаги на пути покаяния.

В же чем нам каяться?

Во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам; и обо всех таких грехах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее (святитель Иоанн Златоуст).

Как исповедоваться?

Лучше всего заблаговременно написать исповедь (можно написать на листке бумаги) и прочитать самому перед духовником. Будет и ему понятно и незатруднительно, и исповедающемуся легко и отрадно. При исповеди духовнику грехов должно каяться, себя признавая виновным, а не оправдываться и не взваливать вину на другого. Грехи на исповеди не следует уменьшать или давать им иное значение; все должно говорить по чистой правде.

Как происходит таинство?

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя. До начала исповеди священник может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила. Затем начинается таинство. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть. Не следует что-либо утаивать от священника или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Перечень грехов:

Мы согрешаем:

  1. Гордостью - сейчас часто можно услышать что гордость это нормально, в светских кругах её часто уже даже за грех не считают, но мы не должны забывать что гордость - это мать всех грехов. Святой Иоанн Лествичник пишет так: "Постоянно наблюдай душевным оком за гордостью, ибо среди всех обольщений нет ничего губительнее этой страсти." Вспомним же также слова Священного Писания "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".
  2. Высокомерием - "Нет больше нечестия, как причинить кому–либо скорбь и возноситься над другими"(преподобный Антоний Великий).
  3. Самолюбием - "Корень и источник всех зол, от которого все они происходят, — чрезмерное самолюбие. Преданный этой страсти не наблюдает даже и за своими делами" (Святой Иоанн Златоуст).
  4. Честолюбием - "Кто гонится за человеческими почестями вместо небесных, тот есть неверный" (святой Григорий Нисский).
  5. Самомнением - "Коль скоро начнут показываться помыслы, что вы хороши... знайте, что вы сбиваетесь с дороги..." (святой Феофан Затворник).
  6. Тщеславием - "Кто любит человеческую славу, тот не может быть свободен от страстей, но рвение и зависть обитают в нем" (Авва Исайя Скитский).
  7. Завистью - "Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой живет она" (святой Василий Великий).
  8. Неверием - "Кто уверовал в Бога, тот не должен колебаться сомнением ... Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный" (преподобный Ефрем Сирин).
  9. Сомнением - "Кто уверовал в Бога, тот не должен колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный" (преподобный Ефрем Сирин).
  10. Воровством - "Ничто не делает души столь нечистою, как корыстолюбие и хищение". (Святой Иоанн Златоуст). Стоит также добавить, что грех воровства не может быть отпущен, пока украденная вещь не будет возвращена хозяину, или возмещена каким любо иным способом.
  11. Блудными помыслами - "Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого" (святой Симеон Новый Богослов) "Помыслами блудными не услаждайся, а старайся молитвой Иисусовой их отгонять от себя" (святой Иосиф Оптинский).
  12. Блудом - "Избегай блуда, оскверняющего нашу душу и тело; блуда, удаляющего нас от Бога и от святых; блуда, который уготовляет для нас вечный и неугасимый огонь" (святой Иоанн Златоуст).
  13. Содомией - "Диавол видел, что само вожделение всего более соединяет полы, посему старался разорвать сей удел, дабы не только противозаконным расточением семени пресечь род человеческий, но истребить, вооружив людей друг против друга" (святой Иоанн Златоуст).
  14. Рукоблудием - "(Рукоблудие) делает вас виновным пред Богом, (и) вы, кажется, почитаете легким. Найдите и прочтите следующее место в первом послании св. Павла к Коринфянам: гл. 6, ст. 9. Что здесь названо: «малакии», то есть ваше дело. Оно лишает Царствия. Следовательно, есть смертный грех. Блудная страсть здесь во всей силе – и удовлетворяется… Поразмыслите об этом… И положите конец этому делу» (святой Феофан Затворник).
  15. Похотью - "Телесное вожделение увядает от исповеди более, нежели от поста и бдения..." (святой Игнатий Брянчанинов).
  16. Прелюбодеянием - "Беги прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, то сразу и нарушителем закона являешься, и тело свое убиваешь, и себя позоришь, и душу свою подвергаешь мучениям, и род свой бесчестишь, и Бога прогневляешь" (святой Иоанн Златоуст).
  17. Сладострастием - "Когда сердце предается сладострастию, то рождаются в нем пагубные помыслы и слова, и от дыма мы узнаем лежащее внутри вещество" (святой Марк Подвижник).
  18. Сластолюбием - "Человек сластолюбивый <только приятного ищущий> ни на какое дело негож" (преподобный Антоний Великий).
  19. Гаданием - "Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться. К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысел" (святой Амвросий Оптинский). "Гадатель – это злой демон, который говорит из чрева женщин чревовещательниц и этим странным действием старается ложное сделать достоверным" (святой Иоанн Златоуст).
  20. Колдовством - "Остерегайся составлять зелья, ворожить, гадать, делать хранилища или носить сделанные другими; это не хранилища, но узилища..." (прподобный Ефрем Сирин).
  21. Гневом - "...Кто гневается... тот справедливо считается безрассудным, когда гневом сам себе причиняет смерть..." (святой Иоанн Кассиан Римлянин).
  22. Раздражительностью - "Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения" (преподобный Иоанн Лествичник).
  23. Злопамятностью - "Бог есть любовь, следовательно, отвержение любви или злопамятство есть отречение от Бога", "Христианин должен обращать особенное внимание на душевный недуг злопамятства, изгонять его при первом появлении, ни под каким предлогом не позволять ему свить гнездо в душе" (святой Игнатий Брянчанинов). "Злопамятство есть дело не гнева и не пылкого увлечения, но обдуманной злобы" (святой Иоанн Златоуст).
  24. Жестокостью - "Не будь жесток, чтобы не испытать на себе Божия гнева, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностью богочестия" (святой Нил Синайский).
  25. Яростью - "Как ветры возмущают бездну, так и ярость больше всех страстей смущает ум" (преподобный Иоанн Лествичник).
  26. Злословием - "Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви" (Авва Исайя Скитский).
  27. Сквернословием - "Если желаешь избежать тяжести мучения, никого никогда не злословь, ибо это прогневляет Бога" (святой Нил Синайский).
  28. Празднословием - "Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и разленения" (святой Никодим Святогорец).
  29. Многословием - "Не кричи и не говори громко и скоро; ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (см.: Эккл. 10, 14)" (святой Антоний Великий).
  30. Злорадством - "Не радуйся невежеству братий своих, потому что нет тебе славы в бесчестии" (преподобный Ефрем Сирин).
  31. Осуждением - "Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается от самих угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает от них благодать Свою..." (святой Игнатий Брянчанинов).
  32. Сплетнями - "Кто с приятностью говорит о делах людей грешных, тот с готовностью пробуждает в себе страсть к удовольствиям. Но желай лучше узнать жизнь праведных, ибо в этом найдешь для себя пользу" (святой Василий Великий).
  33. Соблазном - "Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо доброе в людях не трезво, и едва стоит, когда и никто не колеблет" (Исидор Пелусиот).
  34. Любостяжанием - "Освободим себя и погасим пристрастие к деньгам, чтобы воспламенить желание небесного. Ведь не могут эти два стремления совмещаться в одной душе" (святой Иоанн Златоуст).
  35. Сребролюбием - "Как имеющие на ногах оковы не могут удобно ходить, так и те, которые собирают деньги, не могут взойти на небо" (преподобный Иоанн Лествичник).
  36. Ересью - "Ересь — более грех диавольский, нежели человеческий; она — дщерь диавола, его изобретение, — нечестие, близкое к идолопоклонству" (святой Игнатий Брянчанинов).
  37. Расколом - "Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову" (святой Игнатий Антиохийский)
  38. Неразумной клятвой - "Не божись совсем, — ни в несомненном, ни тем более в сомнительном деле" (святой Антоний Великий).
  39. Курением - "Табак – подслащенная пилюля дьявола, которую он дал плоти, прикрываясь мнимой ее потребностью, ее похотью бессмысленной. Четыре зла разом делает через табак дьявол: время драгоценное убивает, жизнь сокращает, самую глупую роскошь производит и у нищих насущное пропитание отнимает" (святой Иоанн Кронштадтский).
  40. Пьянством - "Вино дано Богом не для того, чтобы мы упивались допьяна, а чтобы были трезвыми, чтобы веселились, а не скорбели..." (святой Иоанн Златоуст).
  41. Ленью - "Ленивый не только лишается венцов, но и душу свою бесценную губит и, отходя из этой жизни ни с чем, отсылается в муку вечную" (преподобный Феодор Студит).
  42. Чревоугодием - "...Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни; ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом" (святой Василий Великий).
  43. Несоблюдением постов - "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен" (69 правил Святых Апостолов).
  44. Нерадением о молитве - "..Нечистые демоны имеют привычку при тех пребывать и тех более тревожить, которые расслабляют себя леностью и нерадят о молитве..." (святой Нил Синайский).
  45. Лестью - "Лесть есть скрытое злодеяние против ближнего, совершаемое под личиною добра" (святой Василий Великий).
  46. Ложью - "Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий" (святой Антоний Великий).
  47. Лицемерием - "Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив" (святой Антоний Великий).
  48. Человекоугодием - "Горе человекоугодникам, ибо они не могут угодить Богу." (Авва Исайя Скитский).
  49. Славолюбием - "Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов" (святой Антоний Великий).
  50. Мстительностью - "Тот, кто мстит за обиду, обращает нож против самого себя" (святой Иоанн Златоуст).
  51. Мечтательностью - "Да не увлекают нас мечты и мнения века сего; ничем не различны они с тенью. Многие, уснув богатыми, встали бедными..." (преподобный Ефрем Сирин).
  52. Насмешками - "Не насмехайся над человеком, и во всю свою жизнь не потерпишь насмешки" (святой Нил Синайский).
  53. Ненавистью - "Если кто имеет к кому ненависть, пусть помирится и возвратится к любви, чтобы его ненависть и вражда с ближним не послужили свидетельством... того, что он Бога не любит" (святой Григорий Палама).
  54. Нечувствием - "По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам, при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным" (святой Игнатий Брянчанинов).
  55. Самооправданием - "Не оправдывай себя больше другого, чтобы, оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию" (святой Василий Великий).
  56. Ночным осквернением - "Бывает истечение влаги совсем несознаваемое... а иное бывает с сознанием, но без всякого похотения, и телесного н душевного, и даже с сопротивлением ему во сне. Эти два случая ни к чему не полагают препоны... ни даже к принятию Тайн и служению Литургии. Довольно сокрушиться сердечно и сказать духовнику" (святой Феофан Затворник).
  57. Унынием - "Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества" (Авва Исайя Скитский).
  58. Отчаянием - "Посему и дьявол употребляет все усилия, чтобы вкоренить в нас помысл отчаяния, ибо знает, что если мы и немного покаемся, это будет для нас небесплодно" (святой Иоанн Златоуст).
  59. Праздностью - "Нет ничего бесполезнее человека, который проводит все время в бездействии и роскоши" (святой Иоанн Златоуст).
  60. Прелестью - "Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину" (святой Игнатий Брянчанинов).
  61. Дурными привычками - "Как свинья, валяясь в грязи, чувствует удовольствие, так и душа, одержимая дурной привычкой, даже и не чувствует зловония грехов" (святой Иоанн Златоуст).
  62. Суеверием - "Не верь в приметы, и они не будут сбываться!" (святой Иоанн Кронштадтский).
  63. Пристрастием к развлечениям - "Нужно блюсти от зрелищ и зрение наше и слух" (святой Киприан Карфагенский).
  64. Рассеянностью - "...Не можем преуспевать ни в соблюдении всякой... заповеди, ни в самой любви к Богу и в любви к ближнему, блуждая мыслями туда и сюда." (святой Василий Великий).
  65. Ревностью - "Гибель от ревности далеко простирается: она многообразна и многоплодна. Это - корень всех зол, источник опустошений, рассадник грехов, причина преступлений. Отсюда возникает ненависть, отсюда происходит задор"(святой Киприан Карфагенский).
  66. Ропотом - "Господь сносит всякие немощи человеческие, не терпит же человека всегда ропщущего и не оставляет без вразумления" (преподобный Исаак Сирин).
  67. Спорливостью - "Не будь спорлив, чтобы не сделаться жилищем всякого зла" (Авва Исайя Скитский).
  68. Ссорами - "...Не ссорься с братом своим, ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен" (преподобный Ефрем Сирин).
  69. Страхом - "Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед" (преподобный Иоанн Лествичник).
  70. Суетливостью - "Что значит быть суетным? Все, что предпринимается не ради потребности, но для прикрасы, подлежит обвинению в суетности" (святой Василий Великий).
  71. Упоминанием имя Божьего напрасно - "Бог, который повелевает:"Да не будут тебе бози инии разве мене", Той же повелевает: "Не приемли имени Господа Бога всуе" (святой Тихон Задонский).
  72. Убийством (доведение до самоубийства, аборт, склонение к аборту) - "Кто нанес ближнему смертный удар, тот убийца, сам ли он начал бить, или мстил" (святой Василий Великий). "Убийство бывает двоякое — или тела, или образа Божия; а в том и другом случае разрушается вожделенная гармония" (святой Григорий Богослов).
  73. Унижением ближнего - "Если борет сердце твое желание уничижить ближнего, то вспомни, что за это Бог предаст тебя в руки врагов твоих, — и успокоишься" (Авва Исайя Скитский).
  74. Хулой - "Нельзя насмеяться и поругаться над Богом, нельзя обмануть Его никаким хитрым лукавством" (святой Киприан Карфагенский).
  75. Кощунством - "Кто насмехается над произведением, тот насмехается над самим художником. Ругаяйся человеку раздражает Сотворшего его (Притч. 17, 5). Кто посмевается над созданием Всеведущего, тот, сам того не разумея, посмевается над Творцом; потому что посмеяние над тварью от твари переходит к Творцу" (преподобный Ефрем Сирин), "Насколько великий грех — святотатство, о том и сказать нельзя" (святой Иоанн Златоуст).

Нужно отметить, что данный перечень грехов не является исчерпывающим, по мысли святых отцов исповедовать нужно любой грех в котором укоряет советь, даже если он кажется незначительным.