Да, да! Именно так! Чтобы перевоплотиться в один из его персонажей, минут 5, стоя перед зеркалом, старательно заштриховывала серыми тенями пятно под правым глазом, чтобы оно, хотя бы приблизительно, походило на синяк! Ради чего? Ради роли.
Группа Натальи Олейниковой, на репетиции которой я вчера перевоплощалась, часть труппы "Театра Рассказчика" (Театр Рассказа центра Говорова), который играет свои спектакли в КДЦ "Красногвардейский" (там их официальная сценическая площадка), но репетирует чаще всего в Доме писателя на Звенигородской, 22. Там я с ним и познакомилась, с театром. Было это в 2013-м, при активном участии (ныне покойного) Александра Алексеевича Образцова - публициста, писателя, драматурга, пьесы которого театр тогда ставил (и ставит до сих пор).
У Александра Алексеевича был юбилей, он пребывал в прекрасном расположении духа, и, узнав, что я очень хочу писать для театра, предложил, мол, давай, составлю тебе протекцию? Познакомлю с труппой. Ребята они замечательные. И обязательно присмотрись к Наташе (Олейниковой - прим. мои), она удивительно органична на сцене, хотя сама - педагог театра и "правая рука" режиссера - Игоря Иванова.
Я пришла и...задружилась с театром, и это продолжается уже 8 лет! Потому что, в первую очередь, там безумно интересно! Современные методики, замечательные люди. Прекрасный репертуар.
Вчера я играла любимого Зощенко. И так волновалась, что затянула сцену на лишние 10 минут. В любом другом месте в меня полетели бы спелые томаты. Но труппа была ко мне благосклонна. И терпелив - партнер по мизансцене - Владислав Ванюков. Но с его 30-летним театральным опытом - это, наверное, просто.
А теперь самое время написать, что мне это дает. И что дает "Театр Рассказчика" таким же, как я - людям, которые любят русскую классику, хороший, литературный русский язык и ценность общения равных среди равных - людей, влюбленных в театр.
Каждое занятие (это помимо собственно репетиций) посвящено какой-то одной теме, которая помогает участникам труппы взаимодействовать друг с другом, понимать специфику поведения актеров на сцене, учит проникать в текст настолько глубоко, чтобы извлекать из него все по максимуму. Допустим, вчера я попала на "литературный пересказ". Методика, на первый взгляд, простая: прочитать рассказ и рассказать его партнеру своими словами" (как говорили в школе. "близко к тексту").
Вчера я наблюдала на просто парные пересказы, но и групповые. И именно это меня потрясло! Как могут люди, которые всего-то 5-10 минут держали перед собой листок с незнакомым для них литературным произведением, так точно передать то, что в нем, в тексте, было заложено. Не просто пересказать сюжетную канву, но и "высветить" характер своего персонажа? И все это - "красиво, литературно, мелодично". С высоким психологизмом. Воистину, театр - место волшебное. Поэтому и ружье, которое висит на сцене в первом акте, в последнем непременно стреляет!
А как же иначе? В серьезных делах, а спектакль - дело серьезное, пустых мелочей не бывает.
Вот и я вчера, возвращаясь домой по улице Марата, при свете уличных фонарей, вспоминала, что я делала не так, когда пыталась пересказать "Нервных людей". Где я не дожала свой персонаж. В каком месте перемудрила. Где мне не хватило экспрессии или драматизма. Словом, выполняла "работу над ошибками", чтобы на следующем занятии не ударить в грязь лицом. Хотя...
Наверное, это было бы забавно! (Представила, как по лицу стекает бутафорская грязь, а я не трясусь, что она испортит блузку. Перевоплотилась по максимуму!).