1307 - Начало разгрома Ордена тамплиеров (он же Орден бедных рыцарей Христа, Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма, они же Бедные воины Христа и Храма Соломона). По приказу короля одновременно арестованы все тамплиеры на территории Франции. К этому моменту Орден накопил огромные богатства, как в золоте и драгоценностях, так и в землях и прочей недвижимости. Если вы читали "Айвенго" Вальтера Скотта, то помните одного из персонажей - члена этой военно-церковной организации, и понимаете, как проявлялось могущество Ордена. Видимо, это и стало причиной его гибели: ни Папа, ни европейские монархи не желали терпеть у себя под боком соперничающую силу. Ну, и деньги, конечно! Королю Филиппу IV вечно не хватало денег, а тут под боком такие богатства! Официально, разумеется, храмовники обвинялись не в том, что стали слишком богатыми и сильными, а во всякой ереси, в том числе нелепой (ну, примерно, как СССР в 30-е годы вдруг оказался наводнен японскими и польскими шпионами). Суды над тамплиерами тянулись несколько лет; их жестоко пытали, вырывая признательные показания. В итоге Римский Папа официально упразднил Орден, его огромное имущество (во всяком случае, во Франции) было передано ордену госпитальеров, а король Филипп тут же изъял у них гигантскую сумму (почему-то в качестве судебной компенсации).
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=267371
1675 - Запатентованы карманные часы. Это сделал великий голландский ученый и изобретатель Христиан Гюйгенс. Такие часы (на основе маятникового движения) пытался создать в последние годы жизни Галилей, но ему помешала прогрессировавшая слепота. Были попытки и других изобретателей, но Гюйгенсу удалось первым создать надежную и недорогую конструкцию. Его часы отлично работали, обеспечивая очень хорошую по тем временам точность хода.
1884 - Гринвич утвержден как место, через которое проходит нулевой меридиан. В отличие от экватора (нулевой параллели) нулевой меридиан не имеет никакого физического смысла, и каждый географ может его устанавливать сообразно со свои мнением, и так оно и было на протяжении веков: древнегреческий астроном Гиппарх проводил его через остров Родос, Птолемей, а позднее и великий Герард Меркатор - через Канарские острова, ну, и так далее. К началу 1880 годов в разных странах считали, что нулевая долгота проходит через Гринвич, Париж, Мадрид, Рио-де-Жанейро, Пулково, Варшаву и еще с полдюжины мест. Однако с развитием мореплавания становилось всё яснее, что нужно иметь какую-то общепринятую точку, через которую бы проходил нулевой меридиан. Такой точкой и стала обсерватория, находящаяся в городке Гринвич (ныне это просто пригород Лондона).
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=7099284
1938 - Великий поэт Осип Мандельштам доставлен в лагерь, где ему предстоит умереть меньше, чем через три месяца. Это был уже второй арест Мандельштама. После первого, в результате заступничества Бориса Пастернака и Николая Бухарина, Мандельштаму разрешили поселиться в Воронеже. Но, конечно, у него не было шансов выжить после стихов о Сталине...
https://www.culture.ru/poems/41776/my-zhivem-pod-soboyu-ne-chuya-strany
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
1957 - Событие малозначительное, но не смог пройти мимо. На Государственном совещании Мао Цзэдун заявил: «Не надо читать много книг». Какой чудесный человек, какой государственный ум!
Занявшись написанием статей для этой хроники, я обнаружил, что в некоторые дни бывают удивительные совпадения. Скажем, на какой-то день в разные годы и в разных странах приходятся страшные пожары. А в какой-то другой день - опять же, в разных странах, в разные годы и даже столетия - рождается необычайно много выдающихся людей. Или напротив, умирает. В общем, "бывают странные сближенья"... . Сегодня - печальный авиационный день.
1972 - В Андах разбился самолет Fairchaild, имея на борту 45 человек. Эта катастрофа известна также, как "Чудо Андах", и вот почему. Подлетая к Сантьяго, самолет попал в циклон, видимость упала до нуля. Выскочив из тучи, пилоты увидели прямо перед собой скалу, набрать высоту уже не было времени, и лайнер зацепил эту скалу хвостом. Хвостовая часть отломалась, самолет начал падать, отломались оба крыла, а остатки физеляжа скатились вниз по склону и врезались носом в глыбы снега. При катастрофе погибли двенадцать человек, еще пятеро умерли на следующий день. Основными проблемами выживших были отсутствие теплых вещей и еды. Аргентина, Уругвай и Чили немедленно начали поиски, которые ни к чему не привели, поскольку, во-первых, точный маршрут полета был неизвестен (это был чартерный рейс), во-вторых, во время последнего сеанса связи пилоты неверно сообщили диспетчерам свои координаты, в-третьих, совершенно белый фюзеляж был незаметен на фоне снега и льда. На восьмой день поиски были прекращены, а на одиннадцатый об этом по радио узнали выжившие - они нашли уцелевший маленький приемник. Скудные запасы пищи очень быстро закончились, а вокруг не было ни растений, ни животных. Чтобы не умереть с голода, было решено есть трупы погибших (они были заморожены из-за низкой температуры воздуха). На шестнадцатый день с гор на долину, где лежал фюзеляж, сошла лавина. Погибло еще восемь человек, а выжившие вместе с трупами трое суток были зажаты в тесном пространстве остатков самолета. Один из пассажиров - Нандо Паррадо - выбил ногами окошко в пилотской кабине и спас живых от удушья. Потом они как-то смогли выбраться наружу. Паррадо, к слову, считает, что лавина спасла всех оставшихся, поскольку, во-первых, снег укрыл фюзеляж от последующих снежных бурь, а во-вторых, восемь новых тел погибших позволили продержаться дополнительно полтора месяца. Было решено, что нужно идти за помощью. С первого раза это не получилось (пришлось вернуться), но затем, после девятидневного похода тот же Нандо Паррадо и еще один пассажир - Роберто Канесса, - спустившись ниже линии снега, увидели чилийского пастуха. Он сообщил властям о том, что есть выжившие пассажиры рейса FAU 571, и оставшиеся были спасены. С момента катастрофы прошло семьдесят два дня.
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2603166
1972 - Катастрофа самолета Ил-62 под Москвой. Погибло 174 человека - на тот момент крупнейшая авиакатастрофа в мире. Особенностью ее является то, что ее причины остались неизвестными. Рейсовый самолет выполнял полет Париж - Ленинград - Москва. Полет подходил к концу. Самолет уже снизился с высоты 9000 метров до высоты 1200 метров и по команде диспетчера начал снижение до высоты 400 метров. Всё время был рутинный обмен сообщениями с диспетчерами, никаких необычных сообщений не поступало. По данным комиссии по расследованию катастрофы, погода была хорошей, все системы самолета до самого его столкновения с землей работали нормально. На высоте 800 метров экипаж начал выводить самолет из снижения, но начиная с высоты 740 - 600 метров прекратил выход из снижения, самолет продолжил спуск и врезался в землю. Причины этого так и не были установлены.
1976 - Еще одна авиакатастрофа в этот день. На сей раз - крупнейшая в Боливии (и остается таковой по сей день). Транспортный Боинг-707 вылетел из аэропорта Санта-Крус и начал набирать высоту. Тут обнаружилось, что он едва слушается управления. Самолет смог подняться всего примерно на восемь метров, затем врезался в столбы освещения над транспортной развязкой и начал падать. Разрушая жилые дома и загоревшись, Боинг рухнул на на землю, но продолжал мчаться. Зацепил угол школы, где, к счастью, не было учеников (ушли на обед), разрушил автозаправку с колонной стоявших в очереди машин и, наконец, врезался в стадион и взорвался. На стадионе в это время проходила игра двух молодежных сборных. Итог: погиб экимаж самолета - 3 человека - и приблизительно сто человек на земле (точное число не было установлено) - в основном, дети на стадионе. Причины катастрофа, как и в предыдущем случае, не были установлены, прежде всего, потому, что бортовой самописец не был заряжен. Высказывалось предположение, что авиационный керосин был разбавлен водой (Боливия!), хотя возможны и неверные действия экипажа, который был в полетах целые сутки с незначительными перерывами для отдыха, и очень устал.
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31446636
1977 - Не катастрофа, но тоже ничего хорошего. Палестинские террористы угнали Боинг-737 немецкой авиакомпании "Lufthansa", летевший с Балеарских островов. Самолет находился в руках угонщиков четверо с половиной суток, совершив шесть посадок. С полдюжины аэропортов отказались их принять, и две посадки, из-за того, что кончалось топливо, были без разрешения, в том числе - в Адене - на грунт между двумя полосами (полосы были заблокированы грузовиками). Там же, в Адене, террористы разрешили командиру экипажа Юргену Шуману выйти из самолета, чтобы осмотреть шасси после посадки на грунт. Шуман долго не возвращался, а когда вернулся в самолет, то главарь бандитов, разъяренный его долгим отсутствием, застрелил его. Последняя остановка самолета была в Могадишо. Выбор Сомали понятен: тогдашний тамошний диктатор Мохаммед Сиад Барре был весьма лоялен к палестинцам и, конечно, очень дружил с СССР, что в глазах террористов было большим плюсом, поскольку СССР - враг Запада. Будучи, как и полагается, террористам, идиотами, они не учли, что из-за войны с Эфиопией (другим советским другом), Барре уже рассорился с Москвой и пытался наладить отношения с тем же Западом. При этом руководство Сомали считало, что захватчики - немцы, а один палестинец присутствует в группе только для антуража. Поэтому Барре весьма благосклонно отнесся к просьбе ФРГ разрешить германскому спецназу прибыть в Могадишо и провести операцию по освобождению заложников и даже обеспечил необходимое содействие. В обмен потребовал поставок оружия, что было ему обещано. В какой-то момент всё повисло на волоске (могла быть утрачена внезапность), поскольку израильский журналистМихаэль Гурдус прослушивал переговоры немцев и понял, что скоро будет штурм. Он передал эти сведения своему руководству, предупредив, что ее нельзя давать в эфир. Неясно, как это произошло, но очень скоро информацию о готовящемся штурме стали передавать новостные агентсва. Когда канцлер Шмидт узнал об этом, то сказал, что Гурдус просто «гигантская задница». К счастью, как уже было сказано, террористы - идиоты, и радио не слушали. Штурм самолета длился семь минут. Никто из пассажиров и спецназовцев не погиб. Террористы были или убиты, или ранены и арестованы, или просто арестованы.
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3023983
Дорогие читатели! Буду очень рад увидеть ваши комментарии. Не стесняйтесь, пожалуйста, напишите, что вам понравилось/не понравилось, устраивает/не устраивает в подаче материала и т.п. Или, возможно, у вас возникли какие-нибудь мысли и соображения во время чтения, и вы хотите ими поделиться. Не обещаю, конечно, что соглашусь с любым комментарием, но точно прочитаю все и, если будет иметь смысл, обязательно отвечу.