12.10.2021. АПИ — Надзорные органы уже три месяца не контролируют техническое состояние лифтов, эскалаторов и других подъемных механизмов. Сложившуюся ситуацию разъяснили в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Справка
По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в 2020 году при эксплуатации лифтов произошло пять аварий, в результате которых два пассажира погибли, три человека получили травмы различной степени тяжести.
Два случая травмирования пассажиров в лифтах явились следствием грубых нарушений пострадавшими правил пользования.
Лифты в многоквартирных домах еще восемь лет назад были исключены из категории опасных производственных объектов (ОПО). Вступивший в силу 1 июля этого года федеральный закон о государственном контроле исключил надзор за соблюдением требований технических регламентов. В их число попали в том числе технические регламенты Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования». Ранее они возлагали на Ростехнадзор контроль за эксплуатацией лифтов, эскалаторов (кроме работающих в метрополитене), подъемных платформ для инвалидов и пассажирских конвейеров. «В связи с утратившими силу положениями, устанавливающими вид контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, внеплановые контрольные мероприятия в отношении объектов организованы быть не могут», – заявили в федеральной службе.
В то же время чиновники подчеркивают, что как и прежде Ростехнадзор будет выдавать разрешения на ввод лифтов и других механизмов в эксплуатацию после монтажа в связи с заменой, установкой или после модернизации. «Также сохраняются полномочия Ростехнадзора по ведению реестра объектов и по приему и учету уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту», – отмечается в разъяснении надзорного ведомства.
Кроме того, вопрос организации безопасного использования и содержания лифтов и других механизмов (кроме эскалаторов метрополитена, специальных шахтных и грузовых лифтов) регулируется правилами, утвержденными Правительством России в 2017 году. Они определяют требования, недопустимые отступления, порядок осмотра, технического освидетельствования, обследования и диспетчерского контроля. Вместе с тем надзор за соблюдением этих требований не относится ни к жилищному, ни к лицензионному контролю.
В свою очередь, Ростехнадзор еще в феврале указывал на опасность ситуации. По данным службы, более 27 процентов лифтов отработали назначенный срок службы. «Отсутствие плановых контрольно-надзорных мероприятий приводит к невозможности оценки объективности и достоверности представляемых предприятиями отчетов о производственном контроле», – констатировали в ведомстве. Расследование аварий свидетельствует, что прямо или косвенно большинство из них явились следствием нарушения владельцами объектов и эксплуатирующими организациями обязательных требований, в том числе ненадлежащего обслуживания и ремонта, отсутствия ответственных за лиц и контроля с их стороны, низкой производственной дисциплины работников, несоответствия их квалификации требованиям профессиональных стандартов и другого.