Как и в случае со многими другими строительными материалами, существует множество классификаций асфальта.
Его можно разделить на виды по следующим основаниям:
- Происхождению
- Наполнителю
- Типу вяжущего вещества и температуре укладки
- Размеру зерен наполнителя
- Содержанию щебня
- Пористости
- Качеству (марке)
- Наличию добавок
Ранее в одной из наших статей мы уже рассказывали о видах асфальта в зависимости от происхождения. Сегодня мы поговорим о других классификациях: по наполнителю и типу вяжущего .
По наполнителю
Асфальтобетон представляет собой смесь минерального наполнителя с вяжущим веществом – битумом.
Выделяются такие разновидности асфальта по типу наполнителя:
- Песчаный асфальт (песок или отсев)
Асфальт на основе природного песка отличается невысокой прочностью. Несколько выше она у материала из отсева прочных горных пород (гранита, диорита и прочих), но все равно уступает щебеночному. Такая разновидность используется в целях экономии там, где не нужно высококачественное покрытие. Это, например, обустройство проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок. - Щебеночный асфальт (щебень + песок или отсев)
Щебеночный асфальт является наиболее востребованным в дорожном строительстве. Самые качественные смеси, как правило, относятся именно к этому типу. Щебень придает смеси прочность, а песок используется для заполнения пустот между крупными зернами. - Гравийный асфальт (гравий + песок или отсев)
Этот тип уступает щебеночному по прочности и долговечности из-за того, что гравий имеет округлую форму и хуже сцепляется с битумом. Он используется в целях экономии при прокладке дорог со средними и низкими нагрузками, а также пешеходных и велосипедных дорожек. - Вторичный асфальт, асфальтогранулобетон (асфальтовая крошка, срезка асфальта)
Асфальтовая крошка получается путем снятия верхнего слоя дорожного покрытия и его дробления. Такой материал используется для всякого рода отсыпок, а также в качестве наполнителя для новых асфальтобетонных смесей. Такая переработка позволяет сэкономить на сырье – ведь в состав крошки уже входят и щебень, и битум. А массовое использование вторичного асфальта снижает темпы истощения месторождений щебня и битума.
Кроме описанных выше материалов, в состав асфальтобетонной смеси часто входит минеральный порошок. Это перемолотые до мукообразного состояния карбонатные породы – известняк, песчаник, доломит и другие. Они заполняют самые мелкие пустоты между зернами, обеспечивая лучшее сцепление с битумом. Их содержание в составе смеси обычно не превышает 10%, но в отдельных случаях может быть увеличено.
Возможно, вам будет интересна наша статья по теме Щебень для асфальта.
По типу вяжущего вещества и температуре укладки
Эта типология базируется на двух основаниях одновременно. Дело в том, что они напрямую взаимосвязаны друг с другом: от того, какой вид битума используется при изготовлении смеси, зависит, до какой температуры ее нужно будет разогреть для качественной укладки.
Существует множество разновидностей битума. Но в этой статье актуальна одна классификация.
По агрегатному состоянию выделяются два типа битума:
- Вязкий
- Жидкий
Именно это деление положено в основу рассматриваемой классификации асфальта.
Здесь можно выделить три вида асфальтобетонных смесей (АБС):
- Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт) – на основе вязких битумов
- Горячий асфальт – на основе вязких битумов
- Холодный асфальт (сухой асфальт) – на основе жидких битумов
Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.
Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт)
Принципиальная особенность литого асфальта заключается в том, что он не требует трамбовки и укатки. Это достигается за счет повышенного содержания вязкого битума и минерального порошка с уменьшением доли крупного наполнителя (щебня или гравия).
Сравнение соотношения компонентов в составе обычного и литого асфальта приведено в таблице:
Кроме того, готовая смесь при смешивании сильно разогревается – в среднем, до +190-250°C. В результате получается жидкая смесь, которая растекается по размеченному участку, а при застывании образует ровное и плотное покрытие.
Литой асфальт обладает целым рядом преимуществ:
- Легкая укладка – смесь не нужно дополнительно разравнивать и укатывать
- Отличные показатели водонепроницаемости и трещиностойкости готового покрытия
- Термостойкость – асфальт не плавится даже в аномально жаркую погоду
- Способность выдерживать сильные динамические нагрузки
- Возможность укладки при температуре воздуха до -10°C
- Долговечность – срок службы литого асфальта около 20-30 лет
Главный минус этого материала – дороговизна производства. В России жидкие АБС используются главным образом для обустройства покрытий мостов и магистралей с высоким трафиком. В бытовом же строительстве такая разновидность не применяется.
Горячие асфальты
При производстве таких смесей используются вязкие битумы, которые при обычной температуре имеют твердую форму. Перед замешиванием их разогревают до температуры выше +100°С, в результате чего битум плавится, становится текучим и эффективно обволакивает зерна наполнителя.
Можно также выделить подвиды горячих смесей в зависимости от температуры укладки:
- Теплый асфальт – укладка при +80-140°С
- Горячий асфальт – укладка при +100-160°С
Принцип производства теплых смесей заключается в дополнительной обработке битума. Перед замешиванием он вспенивается с использованием воды или специальных добавок. Таким образом снижается вязкость материала – он становится текучим при более низких температурах.
Правда, сейчас такое деление сохранилось лишь неофициально. Термин «теплые асфальтобетонные смеси» фигурирует в ГОСТ 9128-76, принятом в СССР. А вот в актуальном ГОСТ 9128-2013 он уже не используется. Там асфальтобетон делится только на горячий и холодный. Однако обозначение «теплая АБС» по-прежнему можно встретить при заказе материала.
К укладке горячего асфальта предъявляются жесткие требования:
- Температура воздуха – не ниже +5°С (хотя некоторые виды теплого асфальта можно укладывать и при температуре до -10°С)
- Работы проводятся только в отсутствии осадков во время укладки и остывания асфальта
- Укладка (вместе с укаткой) должна быть закончена в течение 2-3 часов после изготовления смеси, пока асфальт не остыл
- После укладки по покрытию еще 1-2 дня нельзя ходить и ездить
Тем не менее, горячий асфальт остается самым востребованным материалом для строительства дорог. Это обусловлено тем, что он демонстрирует отличные показатели прочности и износостойкости по достаточно выгодной цене.
В некоторых случаях, однако, целесообразно воспользоваться холодной разновидностью.
Холодный асфальт (сухой асфальт)
При производстве этого вида используются жидкие битумы – то есть такие, которые становятся текучими при обычной комнатной температуре.
Выделяются две разновидности холодного асфальта по способу изготовления:
- Под нагревом
В этом случае перед замешиванием компонентов смеси минеральный наполнитель нагревается до температуры +80-100°С. Жидкому битуму, как правило, дополнительный нагрев не нужен – все необходимое тепло он получает от горячего щебня и песка. Готовая смесь затем остужается до температуры +25°С. - Без нагрева
При производстве асфальта таким образом используются специальные добавки (например, пластификаторы). Они и обеспечивают эффективное обволакивание частиц наполнителя вяжущим битумом.
Стоит отметить, что холодный асфальт в целом уступает горячей разновидности по прочности и долговечности. Да и стоит он дороже.
Однако у него есть ряд весомых преимуществ:
- Возможность укладки при отрицательных температурах (-5-15°С) и в плохую погоду
- Не требует укатки и может утрамбовываться вручную
- Готовое покрытие может эксплуатироваться сразу же после завершения работ
- Холодную смесь необязательно сразу укладывать – она может храниться от 6 месяцев до года без потери качества
Все эти плюсы позволили холодному асфальту прочно занять свою нишу в строительных работах. Он применяется для оперативного ремонта дорог и заполнения ям. Популярен он и в сфере благоустройства. Там материал используется для покрытия пешеходных дорожек и площадок, для которых высокая прочность не принципиальна.
Подробнее о том, как производятся литые, горячие и холодные асфальты вы можете в нашей статье Производство асфальта.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #виды асфальта #классификация асфальта #полезные советы #какой бывает асфальт #разновидности асфальта