Найти тему
Грунтовозов

Виды асфальта в зависимости от наполнителя и типу вяжущего

Оглавление

Как и в случае со многими другими строительными материалами, существует множество классификаций асфальта.

Его можно разделить на виды по следующим основаниям:

  • Происхождению
  • Наполнителю
  • Типу вяжущего вещества и температуре укладки
  • Размеру зерен наполнителя
  • Содержанию щебня
  • Пористости
  • Качеству (марке)
  • Наличию добавок

Ранее в одной из наших статей мы уже рассказывали о видах асфальта в зависимости от происхождения. Сегодня мы поговорим о других классификациях: по наполнителю и типу вяжущего .

Асфальт
Асфальт

По наполнителю

Асфальтобетон представляет собой смесь минерального наполнителя с вяжущим веществом – битумом.

Выделяются такие разновидности асфальта по типу наполнителя:

  • Песчаный асфальт (песок или отсев)
    Асфальт на основе природного песка отличается невысокой прочностью. Несколько выше она у материала из отсева прочных горных пород (гранита, диорита и прочих), но все равно уступает щебеночному. Такая разновидность используется в целях экономии там, где не нужно высококачественное покрытие. Это, например, обустройство проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок.
  • Щебеночный асфальт (щебень + песок или отсев)
    Щебеночный асфальт является наиболее востребованным в дорожном строительстве. Самые качественные смеси, как правило, относятся именно к этому типу. Щебень придает смеси прочность, а песок используется для заполнения пустот между крупными зернами.
  • Гравийный асфальт (гравий + песок или отсев)
    Этот тип уступает щебеночному по прочности и долговечности из-за того, что гравий имеет округлую форму и хуже сцепляется с битумом. Он используется в целях экономии при прокладке дорог со средними и низкими нагрузками, а также пешеходных и велосипедных дорожек.
  • Вторичный асфальт, асфальтогранулобетон (асфальтовая крошка, срезка асфальта)
    Асфальтовая крошка получается путем снятия верхнего слоя дорожного покрытия и его дробления. Такой материал используется для всякого рода отсыпок, а также в качестве наполнителя для новых асфальтобетонных смесей. Такая переработка позволяет сэкономить на сырье – ведь в состав крошки уже входят и щебень, и битум. А массовое использование вторичного асфальта снижает темпы истощения месторождений щебня и битума.

Кроме описанных выше материалов, в состав асфальтобетонной смеси часто входит минеральный порошок. Это перемолотые до мукообразного состояния карбонатные породы – известняк, песчаник, доломит и другие. Они заполняют самые мелкие пустоты между зернами, обеспечивая лучшее сцепление с битумом. Их содержание в составе смеси обычно не превышает 10%, но в отдельных случаях может быть увеличено.

Возможно, вам будет интересна наша статья по теме Щебень для асфальта.

Если использовать щебень, асфальтобетон получается более прочным
Если использовать щебень, асфальтобетон получается более прочным
Асфальт, приготовленный на основе отсева, также считается качественным благодаря прочностным характеристикам породы, из которой он получен
Асфальт, приготовленный на основе отсева, также считается качественным благодаря прочностным характеристикам породы, из которой он получен
Вторичный асфальт – она же срезка асфальта – также является востребованным строительным материалом
Вторичный асфальт – она же срезка асфальта – также является востребованным строительным материалом
Асфальт
Асфальт

По типу вяжущего вещества и температуре укладки

Эта типология базируется на двух основаниях одновременно. Дело в том, что они напрямую взаимосвязаны друг с другом: от того, какой вид битума используется при изготовлении смеси, зависит, до какой температуры ее нужно будет разогреть для качественной укладки.

Существует множество разновидностей битума. Но в этой статье актуальна одна классификация.

По агрегатному состоянию выделяются два типа битума:

  • Вязкий
  • Жидкий

Именно это деление положено в основу рассматриваемой классификации асфальта.

Здесь можно выделить три вида асфальтобетонных смесей (АБС):

  • Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт) – на основе вязких битумов
  • Горячий асфальт – на основе вязких битумов
  • Холодный асфальт (сухой асфальт) – на основе жидких битумов

Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Литой асфальт (жидкий асфальт, наливной асфальт)

Принципиальная особенность литого асфальта заключается в том, что он не требует трамбовки и укатки. Это достигается за счет повышенного содержания вязкого битума и минерального порошка с уменьшением доли крупного наполнителя (щебня или гравия).

Сравнение соотношения компонентов в составе обычного и литого асфальта приведено в таблице:

Сравнение соотношения компонентов в составе обычной и литой асфальтобетонной смеси
Сравнение соотношения компонентов в составе обычной и литой асфальтобетонной смеси

Кроме того, готовая смесь при смешивании сильно разогревается – в среднем, до +190-250°C. В результате получается жидкая смесь, которая растекается по размеченному участку, а при застывании образует ровное и плотное покрытие.

Литой асфальт обладает целым рядом преимуществ:

  • Легкая укладка – смесь не нужно дополнительно разравнивать и укатывать
  • Отличные показатели водонепроницаемости и трещиностойкости готового покрытия
  • Термостойкость – асфальт не плавится даже в аномально жаркую погоду
  • Способность выдерживать сильные динамические нагрузки
  • Возможность укладки при температуре воздуха до -10°C
  • Долговечность – срок службы литого асфальта около 20-30 лет

Главный минус этого материала – дороговизна производства. В России жидкие АБС используются главным образом для обустройства покрытий мостов и магистралей с высоким трафиком. В бытовом же строительстве такая разновидность не применяется.

Литой, или жидкий асфальт не требует трамбовки и укатки, он раскатывается сам
Литой, или жидкий асфальт не требует трамбовки и укатки, он раскатывается сам

Горячие асфальты

При производстве таких смесей используются вязкие битумы, которые при обычной температуре имеют твердую форму. Перед замешиванием их разогревают до температуры выше +100°С, в результате чего битум плавится, становится текучим и эффективно обволакивает зерна наполнителя.

Можно также выделить подвиды горячих смесей в зависимости от температуры укладки:

  • Теплый асфальт – укладка при +80-140°С
  • Горячий асфальт – укладка при +100-160°С

Принцип производства теплых смесей заключается в дополнительной обработке битума. Перед замешиванием он вспенивается с использованием воды или специальных добавок. Таким образом снижается вязкость материала – он становится текучим при более низких температурах.

Правда, сейчас такое деление сохранилось лишь неофициально. Термин «теплые асфальтобетонные смеси» фигурирует в ГОСТ 9128-76, принятом в СССР. А вот в актуальном ГОСТ 9128-2013 он уже не используется. Там асфальтобетон делится только на горячий и холодный. Однако обозначение «теплая АБС» по-прежнему можно встретить при заказе материала.

К укладке горячего асфальта предъявляются жесткие требования:

  • Температура воздуха – не ниже +5°С (хотя некоторые виды теплого асфальта можно укладывать и при температуре до -10°С)
  • Работы проводятся только в отсутствии осадков во время укладки и остывания асфальта
  • Укладка (вместе с укаткой) должна быть закончена в течение 2-3 часов после изготовления смеси, пока асфальт не остыл
  • После укладки по покрытию еще 1-2 дня нельзя ходить и ездить

Тем не менее, горячий асфальт остается самым востребованным материалом для строительства дорог. Это обусловлено тем, что он демонстрирует отличные показатели прочности и износостойкости по достаточно выгодной цене.

В некоторых случаях, однако, целесообразно воспользоваться холодной разновидностью.

Укладывать горячий асфальт нужно быстро, пока он не остыл
Укладывать горячий асфальт нужно быстро, пока он не остыл

Холодный асфальт (сухой асфальт)

При производстве этого вида используются жидкие битумы – то есть такие, которые становятся текучими при обычной комнатной температуре.

Выделяются две разновидности холодного асфальта по способу изготовления:

  • Под нагревом
    В этом случае перед замешиванием компонентов смеси минеральный наполнитель нагревается до температуры +80-100°С. Жидкому битуму, как правило, дополнительный нагрев не нужен – все необходимое тепло он получает от горячего щебня и песка. Готовая смесь затем остужается до температуры +25°С.
  • Без нагрева
    При производстве асфальта таким образом используются специальные добавки (например, пластификаторы). Они и обеспечивают эффективное обволакивание частиц наполнителя вяжущим битумом.

Стоит отметить, что холодный асфальт в целом уступает горячей разновидности по прочности и долговечности. Да и стоит он дороже.

Однако у него есть ряд весомых преимуществ:

  • Возможность укладки при отрицательных температурах (-5-15°С) и в плохую погоду
  • Не требует укатки и может утрамбовываться вручную
  • Готовое покрытие может эксплуатироваться сразу же после завершения работ
  • Холодную смесь необязательно сразу укладывать – она может храниться от 6 месяцев до года без потери качества

Все эти плюсы позволили холодному асфальту прочно занять свою нишу в строительных работах. Он применяется для оперативного ремонта дорог и заполнения ям. Популярен он и в сфере благоустройства. Там материал используется для покрытия пешеходных дорожек и площадок, для которых высокая прочность не принципиальна.

Подробнее о том, как производятся литые, горячие и холодные асфальты вы можете в нашей статье Производство асфальта.

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #виды асфальта #классификация асфальта #полезные советы #какой бывает асфальт #разновидности асфальта